Поиск
  • 21.06.2017
  • Архив
  • Автор Елена Викторовна Харитонова

Запечатлеть мечту (из собрания Центрального архива электронных и аудиовизуальных документовМосквы)

Запечатлеть мечту (из собрания Центрального архива электронных и аудиовизуальных документовМосквы)

Запечатлеть мечту (из собрания Центрального архива электронных и аудиовизуальных документовМосквы)


Николай Иванович Драчинский родился на Украине. Его трудовая биография началась на руднике Ингулец Криворожского угольного бассейна. Был электриком, одновременно учился в Горном институте. Активно участвовал в выпусках «Живой газеты» (популярная в то время форма художественной агитации): придумывал темы выступлений, писал тексты, иногда выступал сам.

В 1938 году по комсомольской путевке Николай Драчинский отправился в Хабаровск. До войны работал литературным сотрудником молодежной газеты «Тихоокеанский комсомолец», в военное время часто выезжал в качестве корреспондента «Комсомольской правды» на фронт, где сделал первые профессиональные фотоснимки. Стремление зафик­сировать увиденное, донести до читателя не только литературный, но и зрительный образ событий заставило его всерьез взяться за фотокамеру. Так давнее увлечение стало делом жизни.

В 1954–1960 годах Н. И. Драчинский — специальный корреспондент журнала «Огонек». Репортажи из Сирии, Египта, Судана, Китая он иллюстрирует своими снимками. С 1965 года Николай Иванович возглавлял объединение «Орбита» и участвовал в проведении фотовыставок в ФРГ, Австрии, США и других странах. Выставка «СССР в художественных фотографиях», организованная при непосредственном его участии, в 1969–1974 годах с большим успехом экспонировалась по всему миру.
В последние годы жизни Николай Иванович увлеченно занимался поиском новых изобразительных средств в фотографии. Здесь, как и в любом виде искусства, проблема образа — центральная. Для создания полноценного образа недостаточно заснять, например, радугу, скрупулезно воспроизведя ее цветовой спектр. Образное отражение действительности предполагает наполнение события определенным смыслом и содержанием, эмоциональное его обогащение. Одним их самых мощных средств образной выразительности в фотоискусстве является цвет. С начала 1950-х годов многие мастера экспериментировали в этой области. В их числе был, о чем уже говорилось выше, и Николай Иванович Драчинский, стремившийся сделать цвет активным проводником идеи, передаваемого наст­роения. Свой авторский метод он назвал «мультиконтур». В основе метода лежит теория о том, что для человека все зрительно воспринимаемое многообразие окружающего мира складывается из совокупности контуров — их взаимодействия и взаимовлияния. «Мультиконтур» — способ, который позволяет, используя идею передачи цвета в виде контура по принципу исключения полутонов, трансформировать исходное изображение так, что в двухмерной плоскости кадра появляется совершенно новая реальность. Исходным материалом для получения цветных изображений служит черно-белый или цветной негатив. Процесс происходит в несколько этапов («слоеный пирог»), описание которых мы в данном случае опустим. Скажем только, что этот прием дает автору возможность донести до зрителя неограниченный объем визуальных образов и впечатлений. Метод «мультиконтур», по выражению его создателя, позволяет каждому запечатлеть свою мечту.
В данной публикации представлена лишь малая часть работ Николая Ивановича, выполненных в технике «мультиконтур» (кстати, предложенной Драчинским задолго до появления специальных компьютерных программ), но и они наглядно демонстрируют все богатство творческих возможностей, предоставляемых фотографу этой техникой.

Подготовила Елена Викторовна Харитонова