restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır

Поиск

Вяземский Предтечев монастырь.

Вяземский Предтечев монастырь.

Вяземский Предтечев монастырь.


Вяземский Иоанно-Предтечев монастырь был основан в 1542 году преподобным Герасимом Болдинским1. В конце 1535 года с учеником своим Симеоном он поставил к западу от города Вязьмы, на высоком холме, недалеко от реки Бебри келью, где «начал подвизаться на поприще духовной жизни». Молва о преподобном Герасиме быстро разошлась по окрестностям. К нему стали приходить «за благословением и для душеспасительного собеседования». Некоторые высказывали желание навсегда остаться здесь «ради любви Божией, поста и молитв». Тогда преподобный «возымел мысль устроить для них церковь и обитель». В начале 1542 года получил на это грамоту у Великого князя Иоанна Васильевича и благословение у митрополита Макария. Скоро трудами монастырской братии и «доброхотным пособием некоторых боголюбивых окрестных поселян» был построен деревянный храм в честь Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Положив тем самым основание обители, преподобный Герасим, «избегая славы человеческой и молвы о своей святости, любя уединение и не желая первенствовать в кругу собравшейся около него братии», испросил у митрополита Макария благословение на игуменство в Вязьме своему ученику Симеону.

Симеон управлял монастырем 34 года и «снискал доверенность и общее уважение во всей окрестности». Он построил теплый деревянный храм в честь Вознесения Господня и обнес обитель деревянной оградой. Многие из насельников «процветали духовным совершенством и строгою аскетическою жизнью» и впоследствии сами основали монастыри в окрестностях Вязьмы и в других смоленских уездах.
В 1566 году Предтечеву обитель посетил царь Иоанн IV Грозный. В конце XVI века благотворительные вклады в монастырь делал Борис Годунов — пахотные и сенокосные земли в пригороде и в Вязьме — «на Косьмодемиановской стороне, в Николаевском и Ямском приходах», «рыбные ловли на реке Вязьме, 10 лавок в разных местах нижнего острога и обширный дом в верхнем остроге, близ соборной церкви». Щедро жертвовали монастырю и вязьмичи. В свою очередь обитель во время голода 1602 года «открыла приют и житницы свои для голодающих и спасла многих от смерти».
В Смутное время Предтечев монастырь неоднократно подвергался разграблению. В августе 1612 года «при проходе к Москве гетмана Хоткевича с поляками и литовцами» все деревянные монастырские церкви и кельи были сожжены, разграблена ризница, унесены утварь и имущество. Монахов «святотатственный неприятель» предал мучительной смерти. Только после Деулинского перемирия с Польшей, по которому Вязьма осталась за Москвой, монастырь начал восстанавливаться.
В 1621 году игумен Даниил, поставленный в разоренный монастырь, испросил «у Государя и Великого князя Михаила Федоровича… пожалования монастырю вотчин» взамен отобранных во времена польского владычества и подтверждения прежних прав, данных монастырю царем Борисом Годуновым. В 1635-1638 годах при игумене Гурии на пожертвования царя Михаила Федоровича и боярина Ивана Никитича Романова на месте сожженного деревянного был возведен каменный соборный храм в честь иконы Божией Матери Одигитрии с приделами во имя Иоанна Предтечи и Симеона Богоприимца, а также двухэтажный каменный корпус для братии. После долгих лет разрухи игумен Гурий вновь дал монастырю «правильное и прочное устройство».
Первым настоятелем монастыря, возведенным в сан архимандрита «по общему согласию братии и при значительном содействии жителей Подмонастырской слободы», был Пахомий.
В середине XVII века Россия продолжила войну с Польшей. Царь Алексей Михайлович во время похода на Смоленск не только посещал Вязьму, но и жил в ней несколько месяцев с семьей, когда в Москве и ее окрестностях свирепствовала чума. Тогда же в Вязьму приезжал и служил в Предтечеве монастыре Святейший Патриарх Никон.
С обителью тесно связана жизнь святителя Питирима, епископа Тамбовского (в святом крещении Прокопия). Он родился 27 февраля 1645 года в Вязьме, получил образование в монастырской школе. Имея сильное стремление к иноческой жизни, по совершеннолетии поступил в Иоанно-Предтечев монастырь, где двадцати лет от роду принял постриг с именем Питирим. В 1672 году Питирим был возведен в сан игумена и избран настоятелем, сменив архимандрита Тихона2.
На церковном соборе 1681-1682 годов рассматривался вопрос о назначении Предтечева монастыря местом пребывания викарного епископа. В XVII-XVIII веках в Москве, на Покровке, в приходе церкви Космы и Дамиана, монастырь имел подворье.
В 1730-е годы за Иоанно-Предтечевым монастырем числились Подмонастырская слобода, села Федоровское, Воскресенское, Зилово и Андреевское в Вяземском уезде и сельцо Болдино в Звенигородском уезде, насчитывавшие 2405 душ крестьян. В первой половине ХVIII века обитель содержала детей священнослужителей, обучавшихся русской и славянской грамоте, «с некоторым пособием от родителей». По Высочайшему указу императрицы Анны Иоанновны от 10 мая 1739 года преосвященный Леонид, архиепископ Сарский и Подонский, учредил здесь Крутицкую семинарию. Через пять лет последовало повеление императрицы Елизаветы Петровны перевести семинарию в Москву, а в Предтечевом монастыре в двух каменных палатах под Вознесенским храмом разместилось училище для детей духовенства. Каменный корпус Духовного приходского и уездного училища был построен на монастырской земле в 1779 году при настоятеле архимандрите Иерониме. Немало пастырей Церкви и тружеников земли русской воспиталось в этих стенах. Среди них — преподобный Макарий (Глухарев), просветитель Алтайский, и В.В.Докучаев, основоположник научного почвоведения.
До 1750 года теплый храм в монастыре был один — надвратный Вознесенский, в который ходили и миряне. Архимандрит Венедикт (Коптев) на свои средства построил каменный храм в честь иконы Знамение Божией Матери с приделом во имя святителя Николая чудотворца. Монастырь обнесли каменной же оградой.
В Отечественную войну 1812 года обитель претерпела от французов такое же страшное опустошение, как и от поляков в Смутное время. «Не только серебряные оклады на иконах, не только церковная утварь со всею ризницею и хранившимися в ней от Царей грамотами, со всею библиотекою и со всеми до монастыря касающимися письменными документами разграблены и расхищены; но даже от каменных зданий церковных и монастырских едва уцелели одне только стены, и то обгоревшие». По сохранившемуся устному преданию, приведенному краеведом Е.Н.Клетновой в книге «Отзвуки Отечественной войны» (1911), вся братия покинула монастырь, кроме старого иеромонаха Иоасафа и послушника Ионы.
Обитель не могла оправиться до начала 1830-х годов. С большим трудом братия исправила Вознесенский храм. Церковь Одигитрии стояла в развалинах до 1832 года. «Помощью и усердием доброхотных дателей» ее восстановил настоятель архимандрит Вениамин (Кетлеров)3, брат архиепископа Смоленского Тимофея. В 1837 году древний храм вновь освятили. Храм Знамения, сильно пострадавший от огня, был «переложен с самого фундамента» в 1845-1848 годах и освящен в 1849-м. Первоначально он завершался пятиглавием, но пересоздавался в классических формах и ныне увенчан одной главой. Архимандрит Вениамин в 1848 году отстроил настоятельские и братские кельи. При архимандрите Назарии в 1869 году возвели каменный двухэтажный гостиничный корпус, часовню, две каменные торговые лавки (амбары), отремонтировали ограду.
Ежегодно в дни празднования Вознесения Господня и иконы Божией Матери Одигитрии от Троицкого собора в обитель «при безчисленном стечении народа из города и окрестностей» совершались крестные ходы. В 1881 году сюда со святой горы Афон была принесена икона Божией Матери «Достойно есть», особо почитавшаяся вязьмичами.
В 1912 году известный архитектор-реставратор П.Д.Барановский провел в монастыре исследования, материалы которых использовались при восстановительных работах в 1960-1980-х годах.
После революции настоятелем обители был назначен уволенный на покой епископ Орловский и Севский Макарий (Гневушев Михаил Васильевич)4.
Между тем начавшиеся гонения на Церковь коснулись и Иоанно-Предтечева монастыря. 28 марта 1922 года Вяземская подкомиссия по изъятию церковных ценностей реквизировала здесь серебряную утварь и ризы с икон (от братии протокол изъятия подписал иеромонах Димитрий, позже архимандрит, дальнейшая его судьба неизвестна). Решением исполкома горсовета в августе 1929 года храмы у верующих отобрали, сняли с них кресты и главы, колокола вывезли на металлолом. Все здания передали «в распоряжение фабкома спичечной фабрики для использования на культурные нужды».
В Великую Отечественную войну в ходе боев за Вязьму постройки обители сильно пострадали. Почти сразу после освобождения города, в июне 1943 года, то, что уцелело, было закреплено за пивоваренным заводом. В 1949 году Знаменский храм разобрали «как не представляющий историко-художественной ценности». В трапезной церкви Одигитрии после ремонта разместился городской архив.
В 1962 году руководство области поставило наконец вопрос об охране монастырского архитектурного комплекса как памятника общесоюзного значения. Однако только через десять лет определили охранную зону комплекса, и с 1976 года Вяземским участком реставрации под руководством прораба А.И.Степочкина по проекту московского архитектора Д.С.Соколова началось его восстановление. До 1989 года были отреставрированы фасады храмов Одигитрии и Вознесения, палаты казначея с хозяйственными постройками, воссозданы часть ограды и первый этаж гостиницы (келейного корпуса), проведены раскопки фундаментов настоятельского и поварского корпусов.
Тогда же вязьмичи обратились к церковным и светским властям всех уровней с предложением возобновить монастырь. 26 мая 1989 года его храмы были переданы Смоленской епархии. В июне 1990 года последовало решение Священного Синода об открытии Вяземского Иоанно-Предтеченского мужского монастыря и о назначении настоятелем игумена Аркадия, положившего много трудов на возрождение обители, а также духовной жизни в Вязьме и ее окрестностях. Он восстановил могилы последнего насельника монастыря архимандрита Софрония и почитаемой вязьмичами блаженной Анастасии (Настеньки), собрал большое количество информации о новомучениках Российских, проживавших или закончивших свою жизнь в Смоленской области. В монастыре под непосредственным руководством отца Аркадия в течение двух лет действовал Центр духовного просвещения, ежедневно служились молебны преподобному Герасиму Болдинскому. Вязьмичи пожертвовали обители много икон (среди них образ Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с крестом-мощевиком). В 1991 году на праздник Крещения был освящен Святой колодец. Одновременно с ремонтом велась реставрация икон и ставился иконостас Вознесенского храма, который 11 августа 1991 года, на второй день празднования Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии, освятил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
26 декабря 1992 года Вяземский Иоанно-Предтечев монастырь отмечал 450-летие со дня своего основания. В торжественном богослужении, которое возглавил митрополит Кирилл, принимали участие епископ Костромской и Галичский Александр, епископ Филиппопольский Нифонт (Сайкали), представитель Болгарского подворья архимандрит Гавриил и Иерусалимского подворья — архимандрит Феофилакт (Георгиадис).
3 мая 1993 года монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
10 августа 1994 года в еще не отреставрированном храме Одигитрии было совершено первое богослужение.
В августе 1995 года Синод Русской Православной Церкви принял решение о переводе Иоанно-Предтечева монастыря в разряд женского. В январе 2001 года его настоятельницей назначена монахиня Ангелина (Нестерова).


1. Преподобный Герасим Болдинский и Вяземский чудотворец (в святом крещении Григорий) родился в 1490 г. в городе Переславле-Залесском. Старец Даниил из Горицкого Успенского монастыря принял 13-летнего Григория к себе на послушание и в скором времени постриг в иночество с именем в честь преподобного Герасима Иорданского. В основанном старцем Даниилом Троицком монастыре под Переславлем в одной келье с ним Герасим прожил 26 лет, затем по благословению своего духовного наставника поселился в дремучем лесу недалеко от Смоленской дороги у речки Болдинка. Здесь преподобный Герасим устроил и освятил в 1530 г. храм в честь Живоначальной Троицы, положив основание Свято-Троицкому Болдину монастырю. В брянских лесах на реке Жиздре он основал монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, под Дорогобужем на реке Днепре — обитель во имя Рождества Богородицы. Преставился преподобный Герасим 1 мая 1554 г. Его святые мощи до 1920-х гг. находились в Троицком соборе (придел во имя Иоанна Богослова) в Болдине «под спудом».
2В 1685 г. архимандрит Питирим Патриархом Иоакимом был назначен на Тамбовскую кафедру, вскоре рукоположен во епископа. В 1688 г. он основал мужской Трегуляевский Иоанно-Предтечев монастырь, затем Вознесенский женский монастырь в Тамбове, настоятельницей которого стала его сестра — монахиня Екатерина. В 1694 г. начал постройку в Тамбове каменного кафедрального собора. В 1698 г. отошел ко Господу в возрасте 53 лет. Погребен, по его духовному завещанию, в Преображенском кафедральном соборе г. Тамбова. В 1914 г. причислен к лику святых.
3Управлял монастырем до 1866 г. Скончался 5 июня 1874 г. Погребен в селе Заболотье Смоленской губернии.
4Родился в 1858 г. в Симбирской губернии. В 1882 г. окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1908 г. — иеромонах московского Высокопетровского монастыря, затем — его настоятель в сане архимандрита. В 1909-1913 гг. архимандрит Макарий управлял московским Новоспасским мужским монастырем, одновременно являясь председателем Московского отделения Союза русского народа, членом Совета монархических съездов и Православного миссионерского общества. В августе 1914 г. был рукоположен во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии, позже переведен на Орловскую кафедру. 28 мая 1917 г. решением Священного Синода уволен на покой и назначен настоятелем Вяземского Предтечева монастыря. Владыка Макарий возобновил в обители регулярные службы, воссоздал церковный хор. 4 сентября 1918 г. его приговорили к расстрелу «за антисоветскую агитацию». Реабилитирован в начале 1990-х гг. В августе 2000 г. на Юбилейном 77хиерейском Соборе причислен к лику святых.