restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır

Поиск
  • 21.06.2017
  • Былое
  • Автор А. Москалев

Обелиск Императору Павлу в Спасо-Вифанском монастыре

Обелиск Императору Павлу в Спасо-Вифанском монастыре

Обелиск Императору Павлу в Спасо-Вифанском монастыре


В одном из ранних описаний подмосковного Спасо-Вифанского монастыря об этом обелиске сказано: «Извне покоев (митрополита Московского Платона (Левшина). — А.М.), на монастыре, под окном кабинета оных, поставлен монумент, под кровлею белым железом покрытою, с приличными надписьми, в память посещения и трапезования в сей обители покойного Государя Павла I со всею Высочайшею Фамилиею и Всемилостивейшего ее преобразования во второклассный монастырь»1.

В год посещения императором Павлом I (1797) Вифания представляла собой скромную пустынь, приписанную к Троице-Сергиевой лавре и находящуюся в трех верстах к юго-востоку от нее, в живописной местности, на крутом левом берегу речки Кончуры. Почти к самым ее стенам примыкал обширный пруд, устроенный лаврским келарем Вениамином Ершовым, который перегородил Кончуру еще в 1730-х годах. Пруд так и именовался — Ершовским (впоследствии Вифанским). В 1800 году здесь была сооружена большая каменная плотина.
Иеромонах Платон стал законоучителем Павла Петровича после посещения императрицей Екатериной II Троице-Сергиевой лавры (1763), где будущий митрополит был в то время ректором семинарии2. Впоследствии Павел I называл себя учеником Платоновым, во многом доверялся ему и состоял с ним в переписке. Долгие годы Платон оставался и духовником Павла.
Будучи митрополитом Московским и священноархимандритом Троице-Сергиевой лавры, Платон в 1783 году сумел добиться согласия Екатерины II на проживание преимущественно в лавре, а не в столицах. Вот тогда он и начал строить Вифанскую обитель. Выбор места не был случайным — летом Платон любил отдыхать в «загородном доме» лавры в урочище Корбуха на речке Корбушке3. В Корбуху, которая «избыточествует приятным положением»4, заезжала и Екатерина II. Платон, «всегдашний уединения любитель», привязался душой к этому краю. Сюда намеревался он удаляться от лаврского «народного множества», полагая именно тут «кончить свои дни в безмятежной тишине»5.
Строительство обители (на собственные средства Платона) завершилось в 1788 году. Название она получила по приделу соборной Преображенской церкви во имя Лазаря, воскрешенного в Вифании Палестинской.
Сохранилось немало фотографий начала ХХ века с видами Спасо-Вифанского монастыря. Со времен императора Павла I его вид значительно изменился. Первоначальный облик собора исказили пристройки XIX века. Переделки коснулись и интерьера. Появились новые колокольня и башни, более высокие стены. В 1860 году за перестроенными архиерейскими покоями началось возведение обширного пятиглавого собора с двумя храмами: Тихвинской иконы Божией Матери на первом этаже (по нему собор назывался Тихвинским) и во имя Сошествия Святого Духа — на втором. Изначальный облик пустыни, по-видимому, наиболее достоверно передает картина, служившая «фоном» обелиска. На старинной открытке она просматривается довольно четко: колокольня, невысокая ограда, угловая башня, покои Платона за ней. Монастырь (и, соответственно, обелиск) был утрачен в советское время. В наши дни его территория входит в черту «большого» Сергиева Посада.
Вернемся к обстоятельствам посещения Павлом I скромной Вифанской пустыни. Спустя несколько дней после коронации он отправился на поклонение святым мощам преподобного Сергия в Троице-Сергиеву лавру. День «богомоленного похода» 23 апреля 1797 года (по старому стилю) выдался теплым и солнечным. В пути Павла Петровича не покидала мысль, что митрополит Платон, может статься, не так уж и предан ему. Недоброжелатели давно нашептывали императору, что Платон, роскошествуя в Вифании, оклеивает стены своих покоев его письмами. Августейший ученик решил лично проверить достоверность этих сообщений и, «по надлежащем стретении и по входе в покои архимандричьи», тотчас объявил, «что завтра будет обедать в Вифании». Платон смутился и начал отговаривать высокого гостя, «ибо все приуготовление сделано в Лавре», а в Вифании помещение мало «и приуготовления никакого для стола не сделано». Однако Государь настоял на своем: «Хотя в уголку, но там будет обедать»6.
На следующий день Павел I отправился в Вифанию, «где его паки митрополит сретил». По свидетельству Платона, насколько теплым и солнечным был день приезда императора в лавру, настолько холодным и ненастным оказался день посещения им Вифании. По этой причине красота местности «не могла себя открыть». К тому же «и пруд еще был под льдом, и в лесу снег, а дорога очень грязна». Тем не менее Павел Петрович осматривал пустынь с большим вниманием. Все здесь говорило об оригинальности ума и вкуса митрополита. Преображенская церковь имела в плане овальную форму. Конусовидный «верх», смещенный к алтарной части, заканчивался миниатюрной луковичной главкой7. Еще более оригинален был интерьер. На месте иконостаса возвышалось уникальное архитектурно-ландшафтное сооружение (скульптура Конона Пескова), изображающее гору Фавор. Иконостас же в виде круглой резной золоченой часовни с престолом во имя Преображения Господня ее венчал. На Фавор слева и справа вели две лестницы (одна из них — с перилами из простых деревенских жердей). Внизу, в вертепе, устроенном в горе, находился придел во имя воскрешения Лазаря. Государь «изволил хвалить» увиденное.
В покоях Платона императора заинтересовала домовая церковь. «В оных покоях находится домовая церковь с наименованием Храма Духа Святого, древней фигуры. В ней вместо иконостаса поставлены Царские двери, и по сторонам оных два на стекле писанные образа. Олтарь от церкви разделяется небольшим балюстрадом и большою, во всю церковь, завесою, на которой по сторонам дверей, нашиты два искусно золотом шитые образа»8. Павел Петрович в восторге говорил, что хотел бы иметь такую же у себя во дворце. Удивился: «Вот как тесны у тебя покои; на что более?» — и рассказал Платону о «некоторых клеветнических наговорах, которые ему внушали о Вифании». «Теперь сам вижу, что это неправда».
«Потом пошли к столу Государь Император с Императрицею и со всею Императорскою Фамилиею. Государь был весел и весь стол проговорил с митрополитом, а между тем семинаристы разные читали разговоры из Географии, из Истории, из Философии и прочего, что Государю весьма было угодно, и семинаристов целовал. За столом Государь дозволил в семинарии [лаврской] обучать Французскому языку, который был воспрещен. После стола скоро изволил отправиться в Лавру». Там, приложившись еще раз к мощам преподобного Сергия, Павел Петрович сел в карету и отправился в Москву, пригласив Платона приехать туда же «в Преполовениев день».
Визит Павла I имел весьма важные для Вифании последствия. По приезде Платона в Москву ему объявили, что «Государю Императору угодно учредить в Вифании второклассный монастырь и устроить при нем семинарию». Указ был подписан 1 мая 1797 года. «Быв самовидцем благолепия и устройства, какое введено Преосвященным Митрополитом Московским Платоном в обитаемой им Вифании, и отдавая справедливость трудам его, в славу Богу и на пользу церкви подъемлемым, Всемилостивейше повелеваем: первое: учредить в Вифании второклассный монастырь…; второе: сему новоучрежденному монастырю считаться в соединении с Свято-Троицкою Сергиевою Лаврою… и потому Наместники той Лавры да будут на всегда Архимандритами монастыря Вифании; третье: монастырю и Архимандриту его зависеть производством и всем управлением от Митрополита Московского, яко хозяина Вифании…; четвертое: для вящшаго распространения преподаваемого в семинарии Троицкия Лавры учения, которого полезные успехи Мы сами видели, учредить в Вифании таковую же семинарию в числе ста человек учеников, на содержание коих… производить ежегодно по четыре тысячи рублей; пятое: на построение училища и покоев для житья учеников и учителей отпустить тридцать тысяч рублей в три года, по равным частям, начиная с нынешнего; шестое: ко вновь устрояемому монастырю в Вифании назначить потребное число десятин сенокосной и лесной земли… из дачь казенного ведомства»9. Платону Государь подарил «часы золотые с каменьями» и «бриллиантовый орден Андреевский», а Государыня «пожаловала крест золотой из хрисопрасов и с бриллиантами».
Строительство Вифанской семинарии шло очень быстро. В 1799 году она была вчерне закончена, а в 1800 году Платон «совсем оную к открытию приготовил; каковое открытие торжественно и совершилось 1800 года августа 6 дня в день праздника Спасо-Вифанского монастыря, самим митрополитом и духовенством».
Когда весть о внезапной кончине императора достигла Вифании, где в последние годы митрополит Московский и архимандрит Троице-Сергиевой лавры пребывал почти безотлучно, «поразило сие Платона печалию до внутренности. Ибо он любовно привязан был к Государю Павлу, пользуясь столько лет, от самого его младенчества, дружбою его и милостию».
Когда же был сооружен обелиск Павлу I в Спасо-Вифанском монастыре? И.М.Снегирев, автор двухтомного жизнеописания митрополита Платона, каких-либо сведений на сей счет не сообщает. В обстоятельной работе С.К.Смирнова «Спасо-Вифанский монастырь» говорится только об обелиске, но не о дате его установки.
Думается, мысль о сооружении памятного обелиска родилась у Платона сразу после посещения Павлом I обители и издания упомянутого указа. В своей автобиографии Платон по этому поводу также ничего не говорит, хотя последние ее страницы писались в 1805 году. Но митрополит тогда уже весьма оскудел здоровьем и «зело мучился» различными хворями. Поэтому, скорее всего, памятник появился ранее 1804-1805 годов. С другой стороны, вряд ли это могло произойти после сентября 1801 года, когда в Вифании побывал император Александр I. Очевидно, обелиск был установлен еще при жизни Павла Петровича — в год окончания строительства семинарии, «по свежим следам» события, память о котором Платон навсегда сохранил в своем сердце. В любом случае речь идет о первом в России мемориальном сооружении в честь Павла I.
Опыт возведения подобного рода сооружений Платон уже имел. В 1792 году на площади в лавре поставили обелиск «с пространным изложением заслуг монастыря» на мраморных досках постамента. Обелиск Павлу I — белая пирамида на постаменте — был скромнее лаврского по размерам. Шестигранная сень над ним опиралась на четыре столба, выкрашенные светлой краской и орнаментированные виноградными лозами. Ее покрывал фигурный купол, увенчанный двуглавым орлом — вероятно, позолоченным. Карниз сени обрамляли расположенные в три ряда ажурные металлические подзоры. Задняя грань сени включала массивную деревянную раму с изображением Спасо-Вифанского монастыря. По остальным пяти граням шла металлическая ограда. На пирамиде обелиска было высечено: «1797 ГОДА АПРЕЛЯ 24 ДНЯ». Текст на беломраморной доске, вделанной в постамент, гласил: «Почто Вифания сей год и день прославляеши? — Яко державный Великий государь Император Павел I с Государынею Императрицею и со всею Августейшею фамилиею благоволили посетити мя и вкусити зде трапезу. — Почто ты, пустыня, так ликовствуешь? — Яко того же года Мая 1-го дня он, Великий государь, во второклассный монастырь преобрази мя и еще при мне устроил быти училищу просвещения»10. Над изображением Вифанского монастыря имелись две латинские надписи: «M.P. Hic condit illam» и «P.I. Conditam ornavit iste», напоминающие, что митрополит Платон сию обитель основал, а Павел I украсил11.
На плане Сергиева Посада12 на территории Спасо-Вифанского монастыря обозначен «бывший дом митрополита Платона», возле которого стоял обелиск. Это довольно громоздкое двух- этажное здание, где до недавнего времени размещался Дом культуры, а теперь — церковь во имя Сошествия Святого Духа. Здесь, безусловно, допущена ошибка. Во-первых, архиерейский дом был гораздо меньше. Во-вторых, восточный и западный его фасады имели прямоугольные окна, а торцовый — четыре полуциркульных. В здании же нынешней Сошественской церкви все окна полуциркульные.
Сопоставление современных фотоснимков с видами Спасо-Вифанского монастыря на старинных открытках окончательно убеждает: «дома митрополита Платона» уже нет. Здание, обозначенное как таковое на плане, представляет собой уцелевшую часть Тихвинского собора, что доказывается наличием характерного пояса арочек между нижней Тихвинской церковью и верхней церковью Сошествия Святого Духа (они хорошо видны на открытках). Три арки в стенах бывшего Дома культуры полностью соответствуют оконным проемам центральной (более широкой) части собора.
Сейчас Спасо-Вифанский монастырь начинает возрождаться. Возможно, когда-нибудь будут восстановлены и дом Платона, и первый в России мемориал в честь императора Павла I, более ста лет составлявшие единый ансамбль.


1. Описание Вифании // Краткое историческое описание Свято-Троицкие Сергиевы лавры и Спасо-Вифанского училищного монастыря, с приложением знатных происшествий, случившихся в оной. М., 1818. С.97-98.
2Смирнов С.К. Церковно-исторический Месяцеслов Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М., 1854. С.86.
3Захаров М.П. Путеводитель по окрестностям Москвы и указатель их достопримечательностей. М., 1867. С.114-115; Голубинский Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Жизнеописание преподобного Сергия и Путеводитель по Лавре // Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. М., 1909. Кн.III. С.325, 336.
4Миллер Г.Ф. Москва. Путешествия по Московской провинции 1778-1779 // Академик Г.Ф.Миллер — первый исследователь Москвы и Московской провинции. М., 1996. С.93.
5Архимандрит Леонид. Вифанские келлии митрополита Платона и их устройство // Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. М., 1879. Октябрь-декабрь. Кн.IV. С.1.
6Автобиография Платона, Митрополита Московского. С предисловием и примечаниями прот. Смирнова С.К. М., 1887. С.56. В дальнейшем цитаты из этого издания в сносках не оговариваются.
7План и фасад храма составлены Архитектории прапорщиком Николаем Матвеевичем Одоевским, а за исполнением плана наблюдал архитектор Василий Яковлев // Смирнов С. Спасо-Вифанский монастырь. М., 1869. С.5.
8Описание Вифании // Указ.соч. С.97.
9Смирнов С.К. // Указ.соч. С.65-66.
10Там же. С.34.
11Там же.
12Сергиев Посад. Справочная карта. М., 1995. Согласно выходным данным, карта составлена и подготовлена к печати в 1994 г.; отпечатана в Екатеринбурге в 1998 г.