Поиск
  • 21.06.2017
  • Труды и дни
  • Автор Андрей Александрович Курдюков

Конструктор

Конструктор

Фото: По-2ЛНД из ОКБ Поликарпова


А. Агафонов и В. Савельев в кабине REP. 1913 год. Фотография из архива А. В. Савельева

О видном деятеле отечественной авиационной промышленности Владимире Федоровиче Савельеве (1889–1960).

Работая над статьей о Якове Ивановиче Седове­-Серове — первом сибирском авиаторе, я наткнулся в интернете на очень интересную фотографию: два молодых человека стоят у хвоста неизвестного самолета. Время — весна 1913 года, персонажи: российский летчик Александр Агафонов и его механик Владимир Савельев. Заинтересовавшись, чуть  позже прочитал статью Александра Рослякова «Небесный конструктор», откуда узнал, что судьба Савельева была тесно связана с моим родным городом Новосибирском. Я собрал все, что смог, об этом человеке. Получившийся в итоге очерк предлагаю вниманию читателей. Родился Владимир Федорович Савельев в большой (были еще брат и две сестры) семье железнодорожного мастера в городе Аткарске (по другим сведениям, место его рождения — станция Елань-­Камышинская Саратовской губернии. По окончании двух классов начальной школы (1903) Володю определили в Саратовское ремесленное училище, которое он окончил в 1908 году. Затем трудился «слесарем на постройке трамвая в г. Саратове». Чуть позже перебрался в Петербург и поступил в электротехнический институт, где начал учиться и работать у талантливого инженера Якова Модестовича Гаккеля, занимавшегося проектированием и постройкой первой в Петербурге трамвайной линии.  Тогда в России, как и во всем мире, стремительно возрастал интерес к авиации. Возникали кружки и общества воздухоплавания, аэроклубы. Не обошло это веяние стороной и Я. М. Гаккеля. Получив солидную премию за работы по трамваю, весной 1909 года Яков Модестович приступил к созданию своего собственного аэроплана, отличного по конструкции от известных на тот момент заграничных образцов. В середине декабря его первенец ЯМГ («Гаккель­1») выкатили на поле Коломяжского ипподрома. Среди присутствующих был и студент Владимир Савельев, принимавший участие в строительстве гаккелевского детища. Однако испытание закончилось неудачей: аппарат вспыхнул и сильно обгорел. А вот «Гаккель­3», в постройке которого также участвовал Савельев, 24 мая 1910 года на Гатчинском аэродроме пролетел около 200 метров и стал вторым после аппарата А. С. Кудашева (проделал то же расстояние днем ранее в Киеве)  русским аэропланом, совершившим полет по прямой. В 1909-1912 годах Владимир Федорович работал на авиапредприятии ПТА (Петербургское Товарищество авиации), основанном капитаном Сергеем Ульяниным,  братьями Владимиром и Александром Лебедевыми и коммерсантом Ломачем. Именно Ульянина осенила идея создания аэроплана, который в разобранном виде мог бы легко транспортироваться за войсками и приводиться в рабочее состояние всего за два часа. Проектированием занимались конструкторы Н. В. Ребиков, В. Ф. Савельев и П. А. Харламов, строительством — столяр Рогов. 25 января 1911 года самолет был закончен и вскоре показан на 1‑й Международной воздухоплавательной выставке, проходившей в Петербурге с 23 по 27 апреля. Биплан ПТА  удостоился Малой золотой медали. В июле 1911 года Владимир Савельев, по его собственным словам, был механиком А. А. Васильева во время знаменитого перелета Петербург-Москва: готовил аппарат и сопровождал авиатора по трассе. В 1911-1912 годах он принимал участие в постройке самолета ЧУР (конструктор — Григорий  Герасимович Чечет), экспонировавшегося на 2‑й Международной воздухоплавательной выставке в Москве…