Поиск

Художник Александр Васильевич Ложкин (1881–1942)

Художник Александр Васильевич Ложкин (1881–1942)

Иллюстрация: Костюмы танцовщиц для оперы М. П. Мусоргского «Хованщина»


Титульный разворот детской книги «Приход зимы. Беда петушка». Репринтное издание. М.: АСТ, 2011

Краткий очерк жизни и творчества.

Долгое время имя моего двоюродного деда — замечательного русского художника Александра Васильевича Ложкина — отсутствовало в работах по истории русского искусства первой половины XX века. Причины были, как и во многих других подобных случаях, идеологические (об этом ниже). Теперь, я полагаю, настало время восстановить справедливость. К сведениям, появившимся в отечественной печати в 1990‑х годах, я добавил данные, полученные в РГАЛИ и ряде других архивов, а также почерпнутые из воспоминаний моих родителей и бесед с женой художника. Вот что в итоге стало известно об А. В. Ложкине. Он родился в Москве. Мать — мещанка Агафья Михайловна Воскресенская, отец — Василий Михайлович Ложкин, артельщик фаб­рики красок «Франк и КО». В начале XX века А. В. Ложкин окончил Строгановское училище. Товарищем Александра по училищу и другом на долгие годы был Федор Федорович Федоровский (1883-1955) — впоследствии выдающийся декоратор, главный художник Большого теат­ра. «Специальностью» Ложкина — одного из талантливейших представителей «Мира искусства» — прежде всего являлась графика. В 1900-1912 годы он работал в московском филиале ювелирной фирмы К. Фаберже, создавая эскизы ее знаменитых изделий. В Государственном центральном театральном музее имени А. А. Бахрушина (фонд Ф. Ф. Федоровского) мною обнаружена очень красочная акварель А. В. Ложкина конца 1909 года: костюмы танцовщиц для оперы М. П. Мусоргского «Хованщина». Я предполагаю, что данная акварель могла иметь отношение к «Русским сезонам» (1909-1929) С. П. Дягилева. Как известно, Ф. Ф. Федоровский оформил ряд спектаклей антрепризы С. Дягилева в Париже и Лондоне (1912-1913). Очевидно, он и попросил выполнить этот заказ своего друга А. В. Ложкина, подпись которого отчетливо читается на акварели. Указаны также дата и цель исполнения. Надо отметить, что свои работы Ложкин всегда подписывал и, как правило, датировал. Ориентировочно в 1910­е годы Александр Васильевич женился на Марии Васильевне Ледневой — талантливой ученице известного русского модельера Н. П. Ламановой. Жили они постоянно в Москве: до 1914 года на Малой Бронной улице, 21 (дом сохранился в перестроенном виде), а в 1914-1917 годах — в особняке городской усадьбы Петрово­Соловово (Большая Грузинская улица, 32; дом сохранился тоже в перестроенном виде). В этот период художник тесно сотрудничал с книгоиздательством И. Н. Кнебеля, иллюстрируя детские книги, в том числе известных тогда литераторов — Р. А. Кудашевой (автора песни «В лесу родилась елочка») и Е. Н. Опочинина. Отметим участие А. В. Ложкина в оформлении совместно с другими художниками красочного издания, посвященного Первой мировой войне. Александр Васильевич выполнил акварельный рисунок кубанского казака для 4‑го выпуска, рисунки тушью и пером «Дом галицийского крестьянина», «В галицийской деревне» и акварельный рисунок «Галичанка» для 12‑го выпуска…