Поиск

Дмитрий Семенович Стеллецкий

Дмитрий Семенович Стеллецкий

Дмитрий Семенович Стеллецкий


Дмитрий Семенович Стеллецкий родился в городе Брест-Литовске Гродненской губернии в семье военного инженера1. Детство мальчика прошло в отцовском имении недалеко от Беловежской Пущи. В 1896 году семья переехала в Петербург. В том же году Дмитрий поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств. Первоначально его зачислили на архитектурное отделение, но вскоре он перешел на скульптурное2. В планы обучения по скульптуре входило копирование памятников древнерусского искусства. Также Стеллецкий «целыми месяцами изучал издания по русской древности» в академической библиотеке3. Все это вместе, безусловно, оказывало воздействие на формирование его художественного мировосприятия. В подражание древнерусской деревянной он начал раскрашивать свою скульптуру и прислонять ее к стене.
В 1900 году Д. С. Стеллецкий с сокурсниками Б. М. Кустодиевым и К. И. Мазиным отправились в путешествие по России для «сбора материала». Далее Дмитрий Семенович один или вместе со своим другом Борисом Кустодиевым4 периодически ездил по старинным русским городам и монастырям: в 1903 го­ду побывал в Новгороде, в 1907-м посетил Ферапонтов и Юрьевский монастыри; на Русском Севере делал зарисовки монастырских фресок и икон5. Эти поездки также весьма способствовали пониманию молодым художником корневых истоков русского искусства. Музыковед и композитор Б. В. Асафьев писал: «Есть у меня дорожный альбом художника Д. С. Стеллецкого с зарисовками путевых наб­людений на Севере. Я понял, почему многое убеждало своей правдивостью в его строго-стилизационных обобщениях былого Руси. Он находил главное, эстетически значительное, жизненно сосредоточенное в образах прошлого через «усечение» случайного в своих современных наблюдениях: провидя во встретившемся явлении «образ далекого», художник переключает этот образ в родную для него сферу, в родное окружение. Это очень интересное качество в русском стилизаторстве, очень редко покидающее действительность. <…> Снятием черт современности и ее наслоений взору дается возможность воспринять здание в его подлинной форме, пусть даже со следами разрушения временем, но не безвкусицей мещанства».
В 1903 году за скульптурную группу «Узники» Д. С. Стеллецкий получил звание художника-скульптора и серебряный академический знак.

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию.