restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır

Поиск

О храме в Тверской-Ямской слободе

О храме в Тверской-Ямской слободе

О храме в Тверской-Ямской слободе


В начале XVI века призываемые в Москву из Твери, Пскова и Новгорода ямщики, обосновываясь на месте будущей Тверской-Ямской слободы, «прежде всего озабочивались сооружением <…> храма». Скоро здесь выросла деревянная церковь, «сложенная клетски», то есть клетью, как изба, и освященная во имя святителя Василия Великого, архиепископа Кесарийского. Священник этого храма на рубеже XIX-XX веков протоиерей Арсений Разумихин, ссылаясь на древние летописи, утверждает, что возвели его ямщики-псковичи, так как именно в Пскове в 1337 году появился первый Василие-Кесарийский храм1.

В 1671 году слобода горела. «Неизвестно, — пишет историк, — подвергся ли общей участи деревянный храм свт. Василия Кесарийского, но есть предположение, что это «большое пожарное разорение» послужило главным побуждением к строительству каменного храма, каковой и был сооружен в 1688 году». 
К исходу XVIII века храм стал тесен. Прихожане исходатайствовали разрешение на постройку каменной трапезной с двумя приделами и колокольни. Не собрав необходимых денег, они в 1811 году получили «заимообразно десять тысяч рублей ассигнациями из процентной церковной суммы». На эти средства, а также на пожертвования церковного старосты купца Федора Алексеева и были проведены работы. Однако в 1812 году французы, вступавшие в Москву через Тверскую заставу, разрушили и разграбили храм. После окончания войны он долго не восстанавливался — прихожане не в состоянии оказались даже вернуть предыдущий долг, поэтому 28 июня 1813 года они подали новое прошение: «Из-за бедственного положения разоренных и разграбленных неприятелем хозяйств ямщиков дать отсрочку возврата суммы хотя на пять лет, по прошествии коих без всякой остановки уплату заимствованной суммы на восстановление церкви, находившейся в разрушенном состоянии после войны 1812 года, производить обязывались». Прошение подписали купцы А.Т.Капустин, М.Григорьев, П.И.Еремин, И.И.Рыбин, А.Иоаннов, Б.Г.Царьков, Б.Девич, Герасимов, Плотников, Медовиков, П.Васильев и ямщики А.Новиков, Я.Ершов, И.Храбров, И.Новиков, Е.Кокорин, за Я.Сметанникова И.Новиков, И.Гуськов, В.Гуськов, А.Козлов, А.Глинков, а также церковный староста Федор Алексеев. Упомянутые в документе Гуськовы — это Василий Никитич Гуськов, мой прямой предок, и его младший брат Иван Никитич Гуськов2.
Ходатайство было удовлетворено. В 1816 году началось возведение трапезной и устройство иконостасов. В 1830 году храм освятили. Однако результаты послевоенной реконструкции так и не удовлетворили слобожан. В 1843-1845 годах храм разобрали и по Высочайше утвержденному плану построили другой — большой, однокупольный, с теплой трапезной, с двумя приделами (на правой стороне во имя пророка Илии, на левой — во имя свт. Николая Чудотворца) и с высокой колокольней из белого камня. 
Скоро, однако, и это здание стало тесным для бурно разраставшейся слободы. В 1883 году по инициативе приходского священника протоиерея Александра Романовского состоялась закладка двух новых приделов, которые должны были увенчаться четырьмя куполами. В результате в 1885 году храм стал пятиглавым. Одновременно появились боковые входы и значительно расширилась главная паперть, снабженная к тому же отоплением и вентиляцией. Несколько позже в храм провели электрическое освещение.
Отдельно стоит сказать об иконостасах. Главный, пятиярусный, установленный в 1830 году взамен пострадавшего во время наполеоновского нашествия, в 1864 году был передан в церковь села Ивлево Клинского уезда. Следующий также простоял недолго — его отдали в Крестовоздвиженскую церковь села Юсупова Подольского уезда. В 1901 году на пожертвования церковного старосты И.А.Боброва был сооружен шестиярусный дубовый иконостас, обложенный бронзой, с эмалевыми украшениями. Работы выполнялись на фабрике серебряных изделий А.М.Постникова. Общий вес использованной бронзы составил 122 пуда 16 фунтов. Обошелся иконостас более чем в 40000 рублей. Специалисты отмечали большую художественную ценность икон — в основном XVIII века. Самыми же древними были образа Спасителя в серебряном оплечье и Богоматери в басме — оба XVI века. 
Усердие обитателей слободы в деле украшения и обустройства своего храма никогда не ослабевало. В числе прочих в документах отмечены и вклады ямщиков Гуськовых. Так, усердием и попечением Евгения Васильевича Гуськова, служившего церковным старостой на рубеже 1860-1870 годов, «устроено Евангелие в средний александрийский лист, оправлено кругом в серебро гравированной и чеканной работы, вызолоченное, весу в серебре 8 фунтов 21 золотник, стоимостью 500 рублей». «Золотой парчи гладкое облачение» пожертвовала после кончины Евгения Васильевича его жена Мария Ивановна Гуськова.
А вот вклады Ивана Никитича Гуськова: «Образ Спасителя. На нем риза серебряная вызолоченная, с цветными камнями в венце, коих 29; слова на венце из страз, евангелие финифтовое. Весу в ней 16 фунтов 80 золотников, ценностью 709 рублей. <…> Икона-образ св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, в сребро-позлащенной ризе с французскими и другими камнями (весом 15 фунтов 33 золотника) в венце и с бирюзою, с надписью финифтью, в серебряной оправе. Цена ризы 639 рублей. <…> Икона-образ Псковской Божией Матери. На нем риза серебряная 84 пробы, чеканная, вызолоченная. В венцах 42 разноцветных французских камня. На венце Божией Матери корона украшена мелкими стразами и 19 разноцветными простыми камнями средней величины, 4 надписи финифтовые. Весу в ризе 17 фунтов 50 золотников». После смерти жены Евдокии Петровны Иван Никитич пожертвовал храму «ризы парчевые с золотыми цветами».
«Желтой парчи с цветами Облачение» — вклад вдовы Ильи Васильевича Гуськова Прасковьи Ивановны в память о сыне Алексее Ильиче.
В 1901 году на средства прихожанина П.В.Аристова отлили один из самых больших в Москве колоколов весом 1023 пуда 10 фунтов с надписью «Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию Славу». 
А вскоре при храме, на углу 1-й Тверской-Ямской улицы и Васильевского переулка, была поставлена часовня. Соответствующая документация хранится в Центральном историческом архиве Москвы3. Инициатива исходила от причта и прихожан и мотивировалась следующим образом: «Храм занимает видное, центральное положение при большом проходном пути на широкой многолюдной улице. Многие, проходя мимо храма на свои дела или отправляясь куда-либо из Москвы, желали бы помолиться Господу и испросить себе благодатную помощь и благословение его Великого Святителя, но храм наш бывает открыт лишь в часы богослужений, да и не все еще, поспешая на свои дела или в путь, имеют время и возможность заходить в храм. В часовне же каждый с удобством и без обременения себя мог бы совершить в таких случаях краткую молитву». 
В ходатайстве Московской Духовной Консистории от 8 декабря 1898 года указывается, что проект часовни при храме свт. Василия Кесарийского, Сущевской части, 1-го участка, рассмотрен Строительным отделением Губернского правления, что чертежи составлены правильно и в техническом отношении могут быть утверждены. Резолюция на проекте гласит: часовня будет строиться в память бракосочетания Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Федоровны — «на средства, — как сказано далее в документах, — московского купца Василия Михайлова Заводова», до 1897 года служившего помощником старосты Василие-Кесарийской церкви. В составлении строительного плана участвовал академик архитектуры Ф.О.Шехтель — кстати, совершенно безвозмездно.
17 апреля 1902 года состоялось освящение часовни4. Построенная в стиле русской шатровой церкви конца XVI века, с каменными полуколоннами, с полукруглыми и угольными выступами и скульптурными украшениями, часовня имела золоченую разноцветную мозаичную кровлю и купол из белой эмали. 
Храм святителя Василия Кесарийского был одним из самых красивых, а его приход — одним из самых многолюдных в России5. В 1922 году значительная часть икон и ценностей подверглась реквизиции, а в феврале 1934 года президиум Моссовета принял решение о закрытии и сносе храма, спустя три месяца утвержденное президиумом ВЦИКа. В 1935 году храм и часовню снесли. Уцелевшая храмовая икона сегодня находится в церкви преподобного Пимена в Новых Воротниках, недалеко от станции метро «Новослободская».

1. Протоиерей Арсений Разумихин. Храм свт. Василия Кесарийского, что в Тверской-Ямской слободе гор. Москвы. М., 1912. В книге содержатся документы, касающиеся истории храма, описания его иконостаса, колокола, фасадов и интерьеров часовни при нем. Далее в тексте все цитаты и исторические сведения, кроме оговоренных, приводятся по этой книге.
2. Московский журнал. 1999. ? 4.
3. ЦИАМ. Ф.16, оп.132, д.345.
4. Паламарчук П.Г. Сорок сороков. М., 1995. Т.III.
5. Романюк С. Москва. Утраты. М., 1992.