restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır

Поиск

«Здесь счастье в природе…»

«Здесь счастье в природе…»

«Здесь счастье в природе…»


За последние годы наш поселок, по общему мнению, неузнаваемо изменился и похорошел. Однако местные краеведы и жители часто задаются вопросом: а как же выглядели Пруды сто и более лет тому назад? Вопрос этот постоянно преследовал и меня.
И вот в октябре 2007 года на одном из сайтов интернет-магазина на аукцион из частной коллекции была выставлена картина художника К. Я. Крыжицкого (1858–1911) «Весенние дали. (Серебряные Пруды Тульской губернии)». Я о ней слышал (она воспроизводилась и упоминалась в печати, в том числе и дореволюционной), но увидел впервые. Картина — на картоне размером 42,3 х 28 сантиметра. При стартовой цене в 50000 «условных единиц» выкупить ее нечего было и думать. К тому же вскоре по неизвестной причине владелец снял картину с аукциона.

К. Я. Крыжицкий. Весенние дали (Серебряные Пруды Тульской губернии). Холст, масло. 1891 годА буквально через несколько дней мне в руки попала книга А. И. Алексеевой и М. Д. Ковалевой «Шереметевы в судьбе России» (М., 2001), где в числе прочего содержатся дневниковые записи старшей дочери графа С. Д. Шереметева Анны Сергеевны Сабуровой о пребывании К. Я. Крыжицкого в Серебряных Прудах!
Итак, весной 1891 года графа Сергея Дмитриевича в его Прудской вотчине навестил академик живописи Константин Яковлевич Крыжицкий. Работал он преимущественно в жанре пейзажа. Выполнил ряд этюдов и в Серебряных Прудах. Анна Сергеевна пишет:
«23 мая вечером, после ужина, было рисование углем. Крыжицкий нарисовал картину или «этюд» (как это называют) в 25 мин. Удивительно красиво и скоро. <…> Интересно следить за его работой; так скоро и хорошо и мягко! <…> Мы все время сидели с ним и смотрели, так как он сказал, что ему никто не мешает.
<…> После ужина мы <…> отправились наверх и там музыканили. <…> Пришел и Константин Яковлевич Крыжицкий; все время слушал и молчал. Я тогда увидела, что он любит музыку. Полумрак, тишина, звуки — все это действовало располагающим образом».
Я искал заметки по этому поводу среди автографов графа С. Д. Шереметева в архивах (ЦГАДА и других), но упоминаний о художнике не обнаружил. Зато обнаружил (в записках от 9 и 10 мая 1891 года) другое — отчасти то самое, что во многом способно ответить на вопрос: какими были Серебряные Пруды в позапрошлом столетии. Свидетельство не столько «фактологическое», сколько эмоциональное — но и оно дорогого стоит!

«Здесь, в Серебряных Прудах, [я] испытываю небывалое чувство — душа расширяется, и я готов любить всех и каждого. <…> Здесь не должно быть места печальным мыслям. Здесь счастье в природе и с нею. <…> Какая благодать! Пахнет землей и черемухой. Снега белее эти весенние гроздья. Воздух растворен ими. И как хорош и разнообразен этот лес. Клены, липа и ясень чередуются с дубом, но тут же в цвету дикие яблони, словно опушенные снегом. Причудливые дорожки расходятся лабиринтом. Прозрачные туманы нависли над водою, вы чувствуете влагу. Дубы-великаны тянутся вдоль оврага. Ветви их отражаются в воде. Узенькая дорожка приводит вас к поляне, на которой растут молодые яблони. За ними небольшая роща. Фруктовый сад спускается к оврагу и к прудам. Впереди поля и виднеется село. Огоньки мелькают вдали. Раздается мерный звон часового колокола…»
Но вернемся к картине К. Я. Крыжицкого. Она переносит нас в 1891 год. Серебряные Пруды изображены на ней со стороны Прудского леса. В то время граф Шереметев на опушке леса уже начал строить усадьбу, разбивать парк и сад. Посадочный материал доставлялся из Прибалтики, Сибири, Кусково и других мест. На картине мы видим молодые цветущие фруктовые деревья, посаженные вдоль дорожек. Ниже протекает тогда еще полноводная речушка Осот: она пока не перегорожена плотинами; не выкопан и каскад графских прудов — это произойдет только через несколько лет. Воспроизведен облик села: дома и амбары, крытые соломой, пасущийся на лугах скот, много зелени, сквозь которую вдалеке проглядывает Троицкая церковь, а над всем этим великолепием величаво высится Никольский храм.
Небольшой картон Крыжицкого представляет несомненный интерес, потому что другие изображения Серебряных Прудов того времени и в таком ракурсе пока неизвестны. Правда, в запасниках Русского музея хранится картина А. Д. Кившенко «Серебряные Пруды» (вид с западной стороны), но она не дает полного представления об этой, по словам А. С. Сабуровой, «громадной, густо населенной деревне, <…> посередине [которой] протекает река Осетр, окаймленная заливными лугами». Есть сведения, что С. Д. Шереметев дважды — в 1883 и 1900 годах — заказывал виды Прудов разным фотографам, но мы до сих пор не знаем, дошли ли те снимки до наших дней и, если да, где они находятся. Что ж, впереди — поиски, исследования, новые открытия! А пока местный художник Олег Иванович Горлов сделал копию картины К. Я. Крыжицкого, которая, конечно же, порадует серебрянопрудских краеведов и просто любителей истории родного края.