Поиск

«В нем поражала техническая дальновидность…»

«В нем поражала  техническая дальновидность…»

«В нем поражала техническая дальновидность…»


Николай Ильич КамовВ № 2 «Московского журнала» за 2013 год была опубликована моя статья о корифее отечественного вертолетостроения — Михаиле Леонтьевиче Миле (1909–1970), детство и юность которого прошли в Иркутске. На конференции, посвященной 350‑летию Иркутска, я узнала, что этот город является родиной Николая Ильича Камова. Доклад о Камове1 сделал Анатолий Николаевич Васин — Почетный авиастроитель России, директор Музея истории и трудовой славы ОАО «Камов». Оказывается, будущие конструкторы жили в Иркутске неподалеку друг от друга…
Итак, Н. И. Камов родился в Иркутске2. Его отец Илья Михайлович, получивший образование в Варшаве, преподавал словесность в местном Коммерческом училище. Мать — Елена Теодоровна (Федоровна) Лянглебен, полька, училась на акушерских курсах, когда познакомилась со своим будущим мужем. В 1900 году Камовы приезжают в Иркутск. В том же году у них рождается дочь Галина, а через два года — сын Николай. В 1900–1902 годах семья проживала по улице Большой, 18/2, с 1909 года — по улице Ланинской, 183.
В «Иркутской летописи» об И. М. Камове находим следующую информацию: «22 февраля 1906 года постановлением временного генерал‑губернатора генерал‑­лей­те­нанта К. М. Алексеева из Иркутска на все время военного положения выслан преподаватель Иркутского промышленного училища И. М. Камов». «19 августа 1920 года состоялось открытие рабочего факультета Иркутского университета в составе двух отделений. <…> Руководители отделений (идет перечисление. — И. С.) и общественно‑экономического — И. М. Камов». «1 сентября 1923 года завершена начавшаяся в марте работа по формированию в новом здании учебных кабинетов и лабораторий рабфака им. Н. Н. Яковлева при Иркутском университете <…> кабинет родного языка с читальным залом, заведующий И. М. Камов»4.
Николай с золотой медалью окончил Коммерческое училище (1918) и с отличием — Томский технологический институт (1923). В институте он активно участвовал в работе аэрокружка, что определило всю дальнейшую судьбу юноши.
Приведем теперь имеющиеся в «Иркутской летописи» сведения о Н. И. Камове — они относятся как к томскому, так и к московскому периодам его жизни: «Одно время работал инженером‑механиком «Добролета»5. «29 сентября 1925 г. инженер‑­механик «Добролета» Н. И. Камов сообщил, что воздушную линию на Алдан–Якутск решено провести от Иркутска, а не от станции Невер, как предполагалось ранее». «В 1925–1926 гг. принимал участие в ремонте самолетов в иркутском аэропорту в Боково. Принимал участие и в прокладке воздушной трассы Иркутск–Алдан–Якутск». «7 августа 1928 г. вышел из ремонта гидросамолет «Моссовет», предназначенный для почтово‑пассажирских перевозок на линии Иркутск–Бодайбо и Иркутск–Якутск. В определении состояния самолета и необходимого ему ремонта принимал участие Н. И. Камов»6.
Получив образование инженера‑механика, Николай Камов приехал в Москву и поступил рабочим (не инженером!) на концессионный авиационный завод Юнкерса, где в течение двух лет изучал технологию сборки самолетов. Трудился слесарем, механиком, сборщиком двигателей, испытателем моторов, руководителем конструкторской бригады, затем — начальником бригады в КБ известного авиаконструктора Дмит­рия Павловича Григоровича, ведущим конструктором и инженером по летным испытаниям в КБ у приглашенного из Франции авиаконструктора Поля Ришара. В 1930 году Николай Ильич женился на Анастасии Владимировне Ставровской, которую знал еще по Иркутску, ставшей к тому времени инженером‑экономистом. В 1935 году у них родилась дочь Татьяна.
Фотография Ка-10 и записка Н. И Камова — А. Г. ИвченкоПолтора десятилетия своей жизни (1928–1943) Н. И. Камов отдал проектированию и строительству автожиров7. В 1948 году выходит из печати его книга «Винтовые летательные аппараты». В дальнейшем Николай Ильич впервые в мире создает серию вертолетов с соосной схемой8 — Ка-8, Ка-10, Ка-15, Ка-18, Ка-25, Ка-26 и Ка-27, поднятый в воздух летчиком‑испытателем Е. И. Ларюшиным 24 декабря 1973 года, через месяц после кончины Генерального конструктора. Вертолет Ка-10, первым выдержавший государственные испытания, стал выпускаться малой серией и в 1950 году положил начало отечественной корабельной (палубной) авиации. В 1956 году на авиационном заводе в Улан-Удэ приступили к серийному выпуску Ка-15, на базе которого был разработан ряд модификаций. Производство вертолета Ка-25 связано с созданием океанского флота — машина предназначалась для обеспечения противолодочной обороны.
Н. И. Камов сконструировал и летательный аппарат нового типа — винтокрыл Ка-22 (комбинация самолета и вертолета), на котором установлено 8 мировых рекордов. Назовем, кстати, некоторые (далеко не все!) мировые авиационные достижения вертолетов Н. И. Камова, созданных при его жизни (показатель, пилот, дата). Ка-15: скорость по замкнутому маршруту протяженностью 100 км — 162,7 км/час, В. В. Виницкий, 29 мая 1958 года; скорость по замкнутому маршруту протяженностью 500 км — 170,445 км/час, В. В. Виницкий, 6 мая 1959 года. Ка-26: время подъема на высоту 3000 м — 8 минут 51,2 секунды, А. В. Шерстюк, 8 апреля 1980 года; максимальная высота в горизонтальном полете — 5330 м, А. В. Шерстюк, 17 июня 1980 года. Ка-22: скорость полета на базе 15–25 км — 356,3 км/час, Д. К. Ефремов и В. В. Громов, 7 октября 1961 года; высота подъема — 2588 м, Д. К. Ефремов и В. В. Громов, 24 ноября 1961 года; максимальный груз, поднятый на высоту более 2000 м, — 16485 кг, Д. К. Ефремов и В. В. Громов, 24 ноября 1961 года.
Николай Ильич Камов был удостоен звания Героя Социалистического Труда (1972) и в том же году — Государственной премии СССР. В 1974 году Ухтомскому вертолетному заводу в подмосковных Люберцах, где располагалось ОКБ Камова, присвоено его имя (с 1992 года — ОАО «Камов»). Именем Н. И. Камова названы также улицы в Моск­ве и в Улан-Удэ. В Москве и в Иркутске на домах, где он жил, и у входа на завод установлены мемориальные доски, а в 1977 году на заводской территории был открыт памятник (бюст) Генеральному конструктору.

* * *

Готовя данный материал, в конце 2012 года я встречалась и беседовала с людьми, близко знавшими Николая Ильича: выше­упомянутым А. Н. Васиным, Заслуженным летчиком‑испытателем СССР, Героем Советского Союза Николаем Павловичем Бездетновым, дочерью конструктора Татьяной Николаевной Камовой, которым выражаю искреннюю благодарность. Далее следуют фрагменты моих бесед с ними — полагаю, это будет лучше, чем очередной «очерк жизни и деятельности».

 

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию