restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır

Поиск

Затерянная жемчужина

Затерянная жемчужина

Фото: Церковный ансамбль Гусевского Погоста


Село Гусевский Погост

О храмовом ансамбле села Гусевский Погост Касимовского района Рязанской области.

Село получило название по реке Гусь. Сейчас это маленькая тихая речушка, которая, сливаясь недалеко от Погоста с Нармой и Колпью, неторопливо несет свои воды в Оку. В старину же, полноводная и широкая, она служила оживленным водным путем. По Гуси, Оке и Волге купеческие суда шли к Мурому, Нижнему Новгороду, Казани, Астрахани. В XVII веке Гусевский Погост слыл бойким ярмарочным местом и даже сделался торговым конкурентом соседнего города Касимова — столицы маленького татарского царства, образовавшегося в XV веке в глубине Руси. В Москву шли жалобы от касимовского правителя царевича Сеид-Бургана: «В его царевичевой купленной вотчине на Гусском Погосте от Касимова в десяти верстах завели тутошние люди Касимовского и Володимерского уездов торг самовольно и торгуют по воскресеньям беспошлинно», посему купцы «учали ездить мимо Касимова и стали торговать на новом торгу на Гусском Погосте», и «касимовский торг запустел». Кроме того, царевич беспокоился о нравственности подвластных ему татар, сетуя: «Разных помещиков приказчики и старосты и крестьяне около Касимова и около Гусского Погосту по селам и деревням винокурят беспрестанно и продают в ведра и в чарки и меж татарских деревень ездят с вином со флягами и бочками»1. Судя по всему, содержимое этих фляг и бочек пользовалось успехом в татарских селениях, несмотря на то, что мусульманам винопитие воспрещается Кораном. Живший в начале XIX века в Касимове Д. И. Ростиславов, впоследствии — профессор Петербургской духовной академии, писал: «Во время храмовых и других важных праздников в окрестных селах татары ходят по домам духовных лиц и знакомых крестьян, поздравляют их с праздником и не только не отказываются от рюмочки, но даже просят ее, если хозяин не догадается попотчивать гостя винцом». Когда же их укоряли: «Как же пьете вы водку, ведь Магомет запретил вам это делать?» — те с невинным простодушием отвечали: «Нет, бачка, Магомет не велел нам пить только виноградные вина, а про вашу водку ничего не сказал!»2

Согласно писцовым книгам XVII века, в Гусевскои Погосте издревле существовали две деревянные церкви — Никольская и Преображенская. В 1771 году деревянный Никольский храм заменили каменным. Преображенская церковь в том же году сгорела, и лишь в 1784‑м ее решили возобновить в камне. В основном она была закончена к 1794 году, но различные дополнительные работы продолжались вплоть до второго десятилетия XIX века. Храмовый комплекс в Погосте поражает неожиданным для глубинки богатством и разнообразием архитектурных форм. Никольская церковь ближе к старорусским традициям, в Преображенской прихотливо использованы приемы «нарышкинского барокко» (восьмерик на четверике). Особенно хороша колокольня (1796), щедро декорированная зубчатыми карнизами, колоннами, вазонами. На нижнем ее ярусе над арками помещены резные изображения святых с книгами в руках. Но что уж совсем необычно — это каменные изваяния святых с книгами, свитками и четками на верхнем ярусе колокольни. На Рязанщине издавна были распространены резные деревянные изображения святых. В селах под Касимовом существовали древние чуть ли не полутораметровые иконы‑скульптуры Ни­ко­лая‑­чу­дот­вор­ца. В Погосте некогда хранился большой древний образ Христа, «врезанный в доску». Может быть, данная традиция оказала влияние на мастеров, создававших колокольню.
На верхнем ярусе колокольни когда‑то красовались часы — немалая редкость для провинциального захолустья. И плыл мелодичный перезвон курантов над крес­тьянскими избенками, над бескрайними полями, над размытыми ухабистыми проселочными дорогами… Храмовый комплекс Погоста празднично‑наряден и загадочен. Кто были авторы проектов и строители, пока выяснить не удалось. Хотя во всем чувствуются незаурядное мастерство и талант. Художественный «почерк» зданий разный, ибо строились они в разное время, но слились в удивительно целостный архитектурный ансамбль, гармонично дополненный краснокирпичной часовенкой, возведенной в XIX веке. Возле церквей в высокой траве белеют остатки старинных надгробий со стершимися надписями. Одна наиболее сохранившаяся и внушительная плита обнесена оградкой. Но кто покоится под ней — неизвестно…