Поиск

Осташковская плеяда

Осташковская плеяда

Осташковская плеяда


Мина Лукич Колокольников
(1707/8–1775)

Родился в семье крепостных Пафнутьева-Боровского монастыря в селе Кравотынь Осташковского уезда. В 1725 году отправился в Петербург, где почти десять лет учился у основателя русской портретной школы И. М. Никитина, а после ссылки последнего в Сибирь — у придворного живописца Л. Каравакка. С 1730‑х годов работает при дворе — пишет плафоны в Зимнем и Летнем дворцах и дворцах Царского Села, образа для соборов и церквей, парадные портреты вельмож; расписывает в Москве церковь Головинского дворца, выполняет эскизы к Красным триумфальным воротам. Период сотрудничест­ва с прославленными итальянскими мастерами того времени Д. Валериани и А. Перезинотти оказал существенное влияние на Колокольникова, однако он сохранил свою самобытность. Манере художника присущ интенсивный и сочный колорит, берущий начало в красочном народном искусстве.
Несмотря на блестящую карьеру, Мина Лукич продолжал оставаться крепостным почти до самой смерти. Умер в Петербурге. Его картины хранятся
в Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, Государст­венном Историческом музее, музеях Твери, Вологды и других.

М. Л. Колокольников.  Портрет  Саввы Яковлева. Первая половина  XVIII века

 

Василий Яковлевич Капустников
(1882–1953)

Родился в селе Дединове Рязанской губернии в семье крестьянина. Учился в начальной школе, потом в гимназии. В 1906 году окончил полный курс Строгановского ху­до­жественно‑­промышленного училища в Мос­к­ве со званием «ученого рисовальщика». Работал на заводах и фабриках Москвы (1904–1907). В 1907 году был назначен учителем рисования и чис­тописания в осташковское Высшее начальное училище, в 1909‑м — учителем рисования в Осташковскую женскую гимназию. Давал также безвозмездные уроки рисования в школах Николаевской железной дороги. После революции продолжил преподавание в учебных заведениях города. В 1919 году возглавил выставочную секцию при внешкольном подотделе отдела народного образования, участвовал в работе художественной студии Пролеткульта, руководил изостудией. Одновременно занимался творческой деятельностью. Судя по сохранившимся работам, период художест­венной зрелости Капустникова приходится на 1920–1930 годы. Именно в это время Василий Яковлевич создает свои самые значительные произведения, посвященные Осташкову и его окрестностям. Манера письма — сочная, мазки крупные, пастозные, само письмо очень темпераментное: яркие, чистые краски усиливают эмоциональное звучание картин и этюдов, отмеченных глубокой лиричностью, мягкостью, особой тихой гармонией. За свою жизнь В. Я. Капустников написал более 500 полотен, воспитал немало талантливых художников.

В. Я. Капустников. Место перевоза с Житного на Кличен.  Холст, масло. 1930 год

 

В. Я. Капустников. Базар в Осташкове.  Холст, масло. 1932 год

Владимир Александрович Тарасов
(1933–1981)

Родился в деревне Лопатино Осташковского района. В 1943 году семья переехала в Осташков, где Владимир окончил среднюю школу рабочей молодежи. Живописью увлекался с детства. Талантливого мальчика заметил учитель рисования Василий Яковлевич Капустников и пригласил его в изокружок. После демобилизации из армии (1957) В. А. Тарасов возвращается в Осташков и работает в Народном театре художником‑декоратором. Далее (1960–1965) следует учеба на художественно‑графическом факультете Ленинградского педагогического института имени А. И. Герцена, работа в Москве старшим художником‑оформителем в научно‑исследовательских институтах (1969). Тарасов также активно участвует в общественной жизни Красно­гвардейского района столицы: оформляет интерьеры школ, избирательных участков, праздники «Проводы русской зимы». Одновременно выезжает на этюды — пишет пейзажи, запечатлевает памятники старины и новостройки. Он — дипломант трех Всероссийских художественных выставок в Москве, награждался почетными грамотами на многих областных выставках. Его живописи свойственна поэтически тонкая передача состояний русской природы. Много работ Владимир Александрович посвятил озеру Селигер. Не зря о нем говорят как о «певце Селигерского края».

 

В. А. Тарасов. Озеро Селигер.  Холст, масло. 1970 год

В. А. Тарасов. Осень.  Картон, масло. 1967 год

 

Николай Александрович Новиков

Родился в Осташкове в 1933 году. С 1949 года учился в Конаковском художественно‑ремесленном, затем в Ленинградском художест­венно‑­пе­д­агогическом училище. Служил на Севере, произведшем на него неизгладимое впечатление своим суровым величием. После демобилизации остался в Мурманске. Работал матросом и поваром на промысловых судах и каждую свободную минуту отдавал живописи. Впервые выставил свои произведения в 1957 году в Доме культуры Осташкова. Это были маленькие этюды — море, рыбаки… С 1973 года Н. А. Новиков является членом Союза художников СССР. Живя и работая в Мурманске, он не забывает и Осташков, где его первым наставником в живописи был В. Я. Капустников. Приезжая сюда, пишет виды Селигерского края. Участник всесоюзных, зональных, областных, а также междунароных выставок (Финляндия, Норвегия, Швеция). 

Н. А. Новиков. Озеро Селигер.  Картон, масло. 1970 год

Н. А. Новиков. Селигерский натюрморт.  Картон, масло. 1970-е годы

 

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию