Поиск

«Это живая история…»

«Это живая история…»

Фото: Большой Царицынский дворец


Сенатский дворец в Кремле. Современная фотография

О лепных рельефах Екатерининского зала кремлевского Сенатского дворца и о «продолжении» этой темы во вновь созданном при реставрации Екатерининском зале Большого дворца в Царицыне.

В конце XVIII века по указу Екатерины II в Кремле построили здание Сената (1776–1787), а в загородной усадьбе Царицыно – Большой дворец (1786–1796). Автором обоих проектов был архитектор М. Ф. Казаков.
Главный Круглый зал Сенатского дворца получил название «Екатерининский». Он задумывался как «памятник‑апофеоз государственной деятельности Екатерины II» (перечень цитируемых источников см. в конце статьи). Стены зала украшали восемнадцать рельефов, сюжеты которых в аллегорической форме прославляли свершения Екатерины Великой. После ее смерти император Павел I повелел выломать рельефы из стены Круглого зала, а посетив Царицыно, прекратил финансирование строительства. Внутренняя отделка Большого дворца осуществлена не была. С годами дворец в Царицыне превратился в руины и, как известно, в таком состоянии встретил XXI век.
Спустя двести лет современные архитекторы и реставраторы восстановили первоначальный облик Екатерининского зала Сената, а в Царицыне в 2005–2007 годах в ходе реконструкции Большого дворца появился главный парадный зал, названный также Екатерининским, элементы лепного декора которого заимствованы у Круглого зала Сенатского дворца — свое­образная «перекличка эпох». Но обо всем по порядку.

* * *

Предыстория вкратце такова. При Екатерине II в Кремле после нескольких десятилетий забвения развернулось обширное строительство. Желая создать себе славу «просвещенного монарха», молодая Екатерина выбрала Москву местом новых начинаний. Однако Кремль тогда находился в запущенном состоянии, многие постройки и императорский дворец обветшали. Требовались сооружения, отвечавшие духу времени. Для воплощения этой идеи императрица пригласила академика архитектуры В. И. Баженова и поручила ему возведение Большого Кремлевского дворца, где поначалу предполагалось разместить коллегии‑министерства. В январе 1768 года Баженов назначается главным архитектором Кремлевского строения и приступает к формированию архитектурной «команды», куда в качестве своего помощника приглашает М. Ф. Казакова. Матвей Федорович занимался обследованием территории, на которой должны были располагаться новые дворцовые корпуса, составил обмерные чертежи Кремля. Баженов высоко ценил Казакова, о котором докладывал императрице: «Казаков по знанию в архитектуре столько приобрел, что не только при начале строения, но и впредь к большим делам способен, а сверх того и в случае болезни его (Баженова) самую должность по нем исправлять может». Однако замыслу В. И. Баженова по строительству Большого Кремлевского дворца не суждено было сбыться. «Архитектурный спектакль» закончился в 1774 году по повелению императрицы. От шумного начинания в Кремле не осталось и следа, но для Казакова почти семилетнее сотрудничество с Баженовым оказалось важнейшим этапом профессионального становления: как выдающийся зодчий он «родился» именно тогда.
В 1775 году Екатерина II поручила В. И. Баженову построить загородную увеселительную резиденцию в Царицыне, а М. Ф. Казаков год спустя по высочайшему указу принялся за проектирование здания Сената в Кремле. Несмотря на трудности размещения дворца на треугольном участке между Арсеналом, кремлевской стеной и снесенными в XX веке Чудовым и Вознесенским монастырями, Казаков блестяще справился с задачей. В треугольник внешних корпусов он вписал внутренние, образующие пятигранный двор, что направляет вошедшего к залу заседаний Сената. Величественный зал, окруженный со стороны двора колоннадой, представляет собой композиционный центр сложного сооружения.
Архитектура Екатерининского зала Сенатского дворца осуществлена в виде классической купольной ротонды. Его пропорции впечатляют: высота 27,5, диаметр в плане — 24,7 метра. Три ряда окон наполняют зал воздухом и светом. Легкий, бело‑голубой внутри купол, напоминающий небесный свод, кажется парящим в воздухе. Глубину и легкость купольному завершению придают кессоны, уменьшающиеся кверху. Первоначально в центре купола находился световой фонарь, полы были вымощены камнем. В XIX веке фонарь убрали, а во время последней реставрации (1994–1995) пол оформили наборным паркетом из восемнадцати различных пород дерева.

Особую торжественность залу придают двадцать колонн и четыре столба коринфского ордера. Карниз, выступающий над колоннадой, несет легкий обходной балкон. На фризе изображены позолоченные двуглавые орлы. В простенках третьего ряда окон над колоннадой у основания купола помещено сорок восемь медальонов — рельефные поясные изображения царей и великих князей. В стенах симметрично друг напротив друга были устроены две кессонированные полукруглые ниши.
Между колоннами под окнами второго ряда расположены те самые восемнадцать лепных рельефов. По документам, они выполнены скульпторами Г. Замораевым и И. Юстом. Каждый из этих рельефов, прекрасно прорисованных и тонко смоделированных, сопровождался краткой надписью, объясняющей содержание сюжета. Достоверно установлено, что замысел и композиции рельефов принадлежали М. Ф. Казакову.
Как только закончилась отделка Круглого зала, императрица пожелала его осмот­реть. Произошло это в июле 1787 года через одиннадцать лет после начала строительства. Вступив под купольный свод, Екатерина не смогла сдержать своего восторга и, по свидетельству очевидца, сказала Казакову: «Я не ожидала, чтобы ты так мог восхитить меня! Так превосходна эта зала, что я не могу не сказать тебе за то моего совершенного удовольствия».
Однако Екатерининский зал по своему первоначальному назначению — для дворянских собраний — так и не использовался. Эта функция досталась построенному М. Ф. Казаковым на Дмитровке Дому Благородного собрания. В 1812 году Круг­лый зал, как и все здание Сената, пострадал от взрывов. Установленная на куполе скульптура Георгия Победоносца исчезла. С 1813 года зал использовался в качестве склада, в 1819 году здесь поместили военный архив, соорудив в центре и вдоль стен огромные стеллажи, вследствие чего пострадал декор. Реставрация Круглого зала была осуществлена только спустя сорок с лишним лет (1865–1866) под руководством академика архитектуры К. С. Афанасьева, когда здание Сената передали Министерству юстиции. Купол с наружной стороны увенчали столпом и короной с надписью «Закон». В нишах после реставрации установили статуи Екатерины II и Александра II. Восстановили лепной декор (кроме дат над рельефами).
После революции столп с короной демонтировали, вместо него стал развеваться государственный флаг СССР. Статуи Екатерины II и Александра II убрали. Одно время зал носил имя Я. М. Свердлова. В 1960‑х годах здесь вновь проводились реставрационные работы.
В декабре 1991 года флаг СССР на куполе был спущен и поднят флаг Российской Федерации. Здание Сената стало рабочей резиденцией Президента России. Ныне Круглому залу возвращено прежнее название — Екатерининский.
В ходе последней реставрации Сенатского дворца (1994–1995) Екатерининский зал восстановили вплоть до мельчайших деталей (опять же, кроме дат над рельефами) по чудом сохранившимся казаковским эскизам и рисункам. В нишах появились современные скульптуры — аллегорические фигуры «Россия» и «Правосудие» (скульптор А. А. Бичуков)…

Екатерининский зал в Царицынском дворце

Екатерининский зал Сенатского дворца