Поиск

Феодоровский Государев собор

Феодоровский  Государев собор

Иллюстрация: Г.Н. Горелов. Царское Село. Западный фасад Феодоровского Государева собора. Холст. Масло. 1916 год. Государственный музей-заповедник "Царское Село"


История и день сегодняшний.

В середине ХIХ века в русском обществе начала утверждаться идея взаимозависимости духовной жизни страны и ее исконных национальных начал. В пору правления императора Николая II данная идея нашла образцовое воплощение в целом ряде архитектурных ансамблей и культовых памятников, к которым относится и Феодоровский Государев собор.
В России храмы часто строились по инициативе самих граждан. Так и собор в честь Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе во многом явился исполнением чаяний конкретных людей. Речь идет, в частности, об офицере расквартированного в Царском Селе Сводного Его Императорского Величества пехотного полка Дмитрии Николаевиче Ломане — ктиторе временной полковой походной церкви, мысль о создании которой он сам и внушил начальству. Было это в 1909 году. А чуть позже Дмитрию Николаевичу удается добиться и решения государя о сооружении постоянного воинского храма для чинов Сводного пехотного полка, Его Императорского Величества конвоя и Царскосельского железнодорожного полка. Под храм выделили земельный участок неподалеку от Александровского дворца. Первоначальные средства на строительство (150 тысяч рублей) предоставили император Николай II и императрица Александра Федоровна. Император сам указал и размерил шагами место будущего храма — на живописной возвышенности у пруда «Ковш». С момента формирования строительного комитета Д. М. Ломан проявлял чудеса изобретательности, побуждая к пожертвованиям богатых купцов, промышленников, аристократов. Он также активно привлекал выдающихся художников и архитекторов для воплощения задуманного.
Собор был заложен 20 августа 1909 года в присутствии членов императорской фамилии. Молебен по этому случаю отслужил епископ Ямбургский Феофан (Быстров). Проектирование, начатое архитектором А. Н. Померанцевым, завершил архитектор В. А. Покровский, поскольку первоначальный вариант, предложенный Померанцевым, не устроил заказчиков ни по внешнему облику, ни по стоимости. В результате на уже выполненный фундамент был поставлен новый храм несколько меньших размеров, а выступающие части прежнего фундамента В. А. Покровский использовал для сооружения живописных крылечек дополнительных входов. Строительство длилось три сезона — с весны 1910 по август 1912 года. Храм был возведен в традициях древнерусского зодчества. При разработке проекта Покровский взял за основу архитектурные мотивы Благовещенского собора Московского Кремля, создав собственную неповторимую композицию. Одноглавый, квадратный в плане Феодоровский собор украшен кокошниками, аркатурным поясом, висячими гирьками, что является отличительной чертой русской архитектурной стилистики. Кроме этого, стены декорированы несколькими мозаиками. Особую праздничность и красоту собору придавало мозаичное панно «Феодоровская икона Божией Матери с предстоящими». Выполненное по картонам Н. С. Емельянова в мастерской В. А. Фролова, оно подчеркивало парадный характер западного входа. Мозаика «Господь Вседержитель» располагался в абсиде, мозаика «Святой великомученик Георгий Победоносец» обозначал вход для офицеров и чинов конвоя, решенный в виде трехступенчатых арок, а трехсоставное панно «Святой благоверный князь Александр Невский, святая Мария Магдалина и святая царица священномученица Александра» украшало крылечко в юго‑восточном углу при входе в верхний храм, предназначенное для членов императорской семьи. Данное назначение каменного крыльца подчеркивал и шатровый синий верх с золоченым орлом на скипетре. Уже при проведении реставрации собора вместо висевшей ранее иконы появилось мозаичное панно с изображением преподобного Серафима Саровского, осеняющее вход в Пещерный храм и вход для ниж-
них чинов.
Верхний храм, рассчитанный на большое число молящихся (свыше тысячи человек), имел два придела: главный — во имя Феодоровской иконы Божией Матери и боковой — во имя святителя Алексия, митрополита Московского. Название собор получил в честь Феодоровской иконы, особо значимой для семьи Романовых, поскольку именно перед ней в 1613 году в Ипатьевском монастыре венчался на царство первый Романов — Михаил Федорович. Икона была явлена в храме великомученика Феодора Стратилата в Городце в конце XII века. Один из ее списков для нового собора 13 марта 1910 года преподнесла Николаю II московская депутация. Верхний храм поражал всех высотой сводов и обилием света, роскошным убранством в стиле XVII века. Грандиозный пятиярусный иконостас состоял из икон, созданных по древним образцам московскими иконописцами В. П. Гурьяновым и Г. О. Чириковым. Впечатляла живопись Царских врат и массивных колонн. Император лично участвовал в обсуждении подготовленных эскизов. Пробные росписи были начаты художником Н. С. Емельяновым. Декоративное оформление осуществляли также архитектор В. А. Покровский и художник М. И. Курилко. Однако полностью воплотить замысел помешала Первая миро-
вая война.

Важным дополнением интерьера служила резная мебель, выполненная для верхнего и нижнего храмов в русском стиле ХVII века резчиками Сергиева Посада. Для ее покрытия изготовили специальные полавочники темно‑синего бархата с набойкой. По замыслу императора, в связи с подготовкой празднования 300‑летия дома Романовых Феодоровский собор должен был воплотить образ Святой Руси, идею возрождения России на основе возврата к исконным национальным началам.
Освящение верхнего храма состоялось 20 августа 1912 года в присутствии всей императорской семьи под праздничный перезвон десяти колоколов, водруженных на звоннице над парадным входом. Самый большой колокол весил 320 пудов. Совершил освящение протопресвитер военного и морского духовенства протоиерей Георгий Шавельский. Татьяна Мельник-Боткина, дочь лейб‑медика Николая II Е. С. Боткина, в своих воспоминаниях приводит трогательное описание службы:
«Никогда не забуду того впечатления, которое меня охватило под сводами церкви: молчаливые стройные ряды солдат, темные лики святых на почерневших иконах, слабое мерцание немногих лампад и чистые, нежные профили Великих Княжон в белых косынках наполняли душу умилением, и жаркие молитвы без слов за эту семью из семи самых скромных и самых великих русских людей, тихо молившихся среди любимого ими народа, вырывались из сердца». Первым настоятелем храма стал протоиерей Александр Васильев, а церковным старостой — Д. Н. Ломан, представленный к званию полковника и новой должности при Дворцовом управлении.
Фактически Феодоровский собор был полностью окончен лишь после завершения строительства Православного (Феодоровского) городка, предназначенного для причта, и работы над созданием большого подарочного альбома «Феодоровский Государевъ соборъ въ Царскомъ Селе», изданного в Мос­кве в 1915 году. Над альбомом трудились известные художники — В. М. Васнецов, Б. В. Зворыкин, Л. А. Сырнев (цветные репродукции с картин последнего донесли до наших дней образ интерьеров пещерного храма; тексты писали историки Б. А. Надеждин и В. Т. Георгиевский.
Наличие нижнего (пещерного) храма во имя преподобного Серафима Саровского было обусловлено тем обстоятельством, что императорская семья нуждалась в уединенном месте для молитвы. Именно это назначение и отражала стилистика внутреннего обустройства пещерной церкви, осуществленного архитектором В. Н. Максимовым под руководством члена Государственного Совета, большого знатока и ценителя русских древностей князя А. А. Ширинского-Шихматова при финансовом содействии действительного статского советника А. Н. Заусайлова. Здесь явно выражены признаки русского модерна, которые прослеживаются и в монументальной росписи, и в интерьерно‑декоративном убранстве. Тяжелые низкие своды обильно украшены причудливым растительным орнаментом, выполненным по эскизам В. С. Щербакова братьями Г. П. и Н. П. Пашковыми по образцам ярославской школы ХVII века (церковь Иоанна Предтечи в Толчкове). В росписи храмовых помещений также принимал участие В. М. Васнецов, создавший, кроме этого, эскизы одежд для прич­та и церковной стражи в стилистике допет­ровской Руси. Драпировка стен и панелей молельни из темно‑синей материи с набойкой красными цветами в древнерусском духе придавала интерьеру особую строгость и таинственность. Двухъярусный иконостас состоял из сорока старых икон, приобретенных действительным статским советником Н. А. Протопоповым у Н. М. Постникова и других известных собирателей древней иконописи. Главной храмовой святыней стал дар Великой княгини Елизаветы Федоровны — мантия преподобного Серафима Саровского.
27 ноября 1912 года пещерную церковь в присутствии императора и императрицы освятил епископ Кишиневский и Хотинский Серафим (Чичагов). С этого момента для царственной четы она стала домовой. В дни тяжелейших испытаний, выпавших на долю России с началом Первой мировой войны, здесь в особой Царской комнате с отдельным входом часто молилась Александра Федоровна. Здесь же в 1917 году, когда семья уже содержалась под арестом в Александровском дворце, но еще имела разрешение посещать службы, в Великую пятницу Страстной седмицы Романовы, которым вскоре предстоял крестный путь на Ганину Яму, на коленях прошли по галерее крестным ходом…