restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır

Поиск

«Неинтересных человеков нет на земле…»

«Неинтересных человеков нет на земле…»

Фото: Сцена из спектакля Московского театра сатиры "Золотой теленок". Остап Бендер - заслуженный артист РСФСР Е.Я. Весник, Паниковский - заслуженный артист РСФСР Г.И. Доре. Москва 1963 год. Автор И. Ефимов. 0-120619


Сцена из спектакля Московского театра сатиры «12 стульев». Слева направо: Остап Бендер — заслуженный артист РСФСР Е.Я. Весник, Фима Собак — В.Г. Токарская, Эллочка Щукина — К.К. Канаева. Москва. 1963 год. Автор И. Ефимов. 0-120608

К 90-летию со дня рождения народного артиста СССР Евгения Яковлевича Весника (1923-2009).

«Вдали сквозь туман вырисовываются очертания берега‑макета с множеством небоскребов… Кто‑то на весь океан поет под банджо и писк чаек: «Посмотри на себя у «истока», затем в «устье» и поймешь, в ту ли сторону плыл». Я посмотрел и вспомнил, что как‑то, будучи у «истоков», плыл на пароходе «Аквитания» в Америку. Мне было около трех лет. Мне не с кем было оставить в России родителей, и — хочешь не хочешь — я вынужден был взять их с собой» (здесь и далее цитируется издание: Весник Е. Я. Дарю, что помню. М., 1995). Поездка с родителями в США — первое яркое впечатление Евгения Яковлевича Весника из раннего детства. Потом была Германия, куда его отца — Якова Ильича — направили с целью изучения металлургического производства и закупки оборудования для советской промышленности. В начале 1930‑х годов семья еще несколько раз переезжала, пока не оказалась в Кривом Роге. Яков Ильич — герой гражданской войны, орденоносец — руководил строительством, а позднее возглавил Криворожский металлургический комбинат. Евгения Эммануиловна — мать будущего артиста — всюду сопровождала мужа и старалась быть полезной, где только возможно. В частности, она являлась инициатором и активной участницей всесоюзного движения жен инженерно‑технических работников за улучшение быта трудящихся, в связи с чем в 1936 году была награждена орденом Трудового Красного Знамени.
Арест отца в июне 1937 года оказался громом среди ясного неба. В ноябре того же года арестовали и мать. Евгению разрешили временно пожить в одной из комнат огромной московской квартиры на Донской улице, взяв себе лишь самые необходимые вещи. Счастливый случай помог ему избежать отправки в лагерь для детей «врагов народа»: семья Орджоникидзе, с которой дружили родители, и «всесоюзный староста» М. И. Калинин сделали так, что Евгений сохранил и жилплощадь — двенадцатиметровую комнату в теперь уже коммунальной квартире, и столичную прописку.
Пятнадцатилетний Евгений Весник начал самостоятельную жизнь. Чтобы не голодать, он потихоньку продавал вещи, оставшиеся после родителей, а позднее устроился рабочим на завод «Ниогаз». Учиться в школе и работать было трудно. Помогали родственники и опекавшая Евгения учительница литературы Анна Дмитриевна Тютчева. Она посоветовала юноше записаться в театральный кружок, что возродило его давние мечты о профессии артиста.
«Заболел» он театром в двенадцать лет. Спектакли Днепропетровского драматического театра, гастролировавшего в 1935 году в Кривом Роге, открыли для мальчика новый волшебный мир сцены.
«Днепропетровцы играли «Отелло» Шекспира, «Аристократов» Н. Погодина, «Детей солнца» Горького. Что со мной делалось! Я мазал лицо сажей, надевал на руки черные чулки и пугал маму. Я, рыча, спрашивал ее, молилась ли она на ночь, называл ее Дездемоной и пытался «задушить». Во сне я видел себя в образе Кости Капитана из «Аристократов», беседовал с бандитами, беспризорниками, наставлял их на путь истинный. И они становились полезными для общест-ва людьми».
Первое выступление Евгения Весника на публике состоялось еще в детстве на арене цирка. Артисты заезжей труппы эквилибрис­тов‑велосипедистов увидели, как он мастерски выделывает разного рода «кренделя» на велосипеде, и предложили принять участие в их номере. С разрешения мамы Евгений начал выходить на манеж. Юный лицедей впервые ощутил чарующую силу аплодисментов, и эти мгновения неизгладимо врезались в память. «Став артистом театра, я всегда вспоминал взволнованные лица цирковых артистов, которым обязан пониманием того, что настоящие, дорого стоящие аплодисменты только те, которые заслужены упорным трудом, творческими открытиями и еще раз трудом!»
В 1940 году Е. Я. Весника принимают на первый курс Театрального училища имени М. С. Щепкина. Одновременно он поступал в несколько театральных вузов и, помимо «Щепки», успешно сдал экзамены в ГИТИС и школе‑студии МХАТ. В Щукинском училище его «забраковали» по причине «отсутствия темперамента». Окончательно повлияла на выбор учебного заведения любовь к Малому театру.
В сентябре 1941 года Весник, как и большинство студентов, направляется на строительство оборонительных укреп­лений, а в начале октября Малый театр и училище эвакуируются в Челябинск. Там Евгению пришла повестка в армию (от призыва освобождались только студенты третьего и четвертого курсов). Его зачислили в ряды курсантов Смоленского артиллерийского училища, эвакуированного в уральский городок Ирбит. Занятия совмещались с участием в художественной самодеятельности.
В январе 1943 года состоялся ускоренный (по условиям военного времени) выпуск курсантов, и двадцатилетний младший лейтенант, командир огневого взвода Евгений Весник в составе 1‑й гвардейской артиллерийской бригады был направлен на Карельский фронт. Два с половиной года окопной жизни сделали из юноши мужчину. Позже Евгений Яковлевич писал: «Из всех воспоминаний о войне извлекаю лишь то, что имеет отношение к добру, к человеческой дружбе! Основа дружбы — это способность сопереживания и сострадания! Без этих подарков Бога людям не существует дружбы!» Вспоминал он в основном забавные или курьезные случаи, трагикомические ситуации, в которые попадал на войне, избегая пафоса и патетики.
Победу Весник встретил в Кенигсберге. Мальчишкой он отчаянно завидовал отцу, который во время Гражданской войны был удостоен двух орденов Красного Знамени, а в 1935 году — ордена Ленина, и не ведал еще, что сам будет награжден двумя медалями «За отвагу», орденами Красной Звезды и Отечественной войны.
Демобилизовавшись весной следующего года, Весник вернулся в столицу и продолжил учебу. После окончания училища дважды заполнял анкету для зачисления в штат Малого театра и оба раза получал отказ. Отличных оценок по актерскому мастерству и успешного исполнения небольших ролей в спектаклях этого театра оказалось недостаточно для «сына врага народа», чтобы поступить в прославленную труппу. Не приняли во внимание и то, что Весник — фронтовик, имеет боевые награды.
Его первый «театральный дом» — Мос­ковский драматический театр имени К. С. Станиславского, где с самого начала молодому актеру стали давать роли стариков. Дон Педро в пьесе «С любовью не шутят» и восьмидесятилетний дядюшка Рабурден в «Наследниках Рабурдена» — персонажи, которые заставили Весника «уходить» от своих данных, учиться ремеслу перевоплощения, наблюдать, аккумулировать впечатления и использовать их в работе над ролью.

«Неинтересных человеков нет на земле. Если говорят: «Это неинтересный человек», не верьте, так как «неинтересный» именно этим и интересен. Он может стать основанием очень яркого актерского решения образа — «неинтересного человека». В каждом пусть даже пустячке людского поведения, подсмотренном опытным, профессиональным оком, присутствует тот таинственный художнический материал, который помогает артисту создать даже шедевр. Так чаще всего и бывает — пустячок: жест, интонация, мимика, движение, большой нос, маленькие уши, косинка, грубость, непосредственность, вспыльчивость, флегматичность… — и вдруг роль вырастает в сложный человеческий характер».
За семь сезонов в Театре Станиславского Евгений Яковлевич сыграл более десятка ролей и поставил свой первый спектакль — пьесу М. Жежуры-Калиновского и Л. Устинова «Правда об его отце» под
худо­жест­венно‑педагогическим руковод-ством А. Д. Дикого. В этой постановке участвовали начинающие тогда актеры Е. П. Лео­нов и Е. Е. Шутов.
Конфликт с дирекцией вынудил Евгения Весника уйти из Театра Станиславского. Он принял приглашение директора Теат­ра эстрады Н. П. Смирнова-Сокольского и стал актером группы «Синяя птичка» под руководством Виктора Драгунского. Два года в этом творческом коллективе принесли Евгению Яковлевичу несколько интересных ролей и знакомство с замечательными актерами — Т. И. Пельт­цер, Б. М. Тениным, Л. П. Сухаревской, Б. М. Сичкиным.
В Московский театр сатиры Евгений Весник пришел, уже имея опыт работы в театре, кино, на эстраде. Здесь он сыграл роли, которые принесли ему всесоюзную популярность, в частности (одним из первых в Советском Союзе), Остапа Бендера. Спектакли «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» с его участием шли на сцене более шестисот раз. Инсценировки романов И. Ильфа и Е. Петрова для Театра сатиры также принадлежат Веснику. Несом­ненной режиссерской удачей Евгения Яковлевича явилась постановка комедии Ж. Б. Мольера «Проделки Скапена»; знаковыми стали роли в спектаклях «Баня», «Клоп», «Мистерия‑буфф».
Е. Я. Весник ставил спектакли на сценах как столичных, так и провинциальных теат­ров. В первой половине 1990‑х годов он в качестве режиссера‑постановщика сотрудничал с коллективами Витебского академического театра имени Якуба Коласа и Криворожского музыкально‑драматического те­ат­ра имени Тараса Шевченко.
В 1955 году Евгений Яковлевич впервые появился на киноэкране (Родриго в «Отел­ло» и Петр Замковой в «Уроке жизни»). За долгую творческую жизнь он сыг­рал в кино около семидесяти ролей. Среди них — гротескный Богдан Сусик в «Трембите», философ-Охотник в «Обыкновенном чуде», преступник‑рецидивист Петр Грунин в «Деле №  306», председатель колхоза Илья Григорьевич Руденко в «Яблоке раздора». Весник везде был разным, его герои запоминались вне зависимости от того, главная это роль или крошечный эпизод...