restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır

Поиск
  • 21.06.2017
  • Альбом
  • Автор Владимир Абрамович Дукельский

«Рисовальщик русской жизни»

«Рисовальщик русской жизни»

Иллюстрация: Литография из "Русского художественного листка Тимма". Курды окрестностей Карса


Литография из «Русского художественного листка Тимма». Занятие Баязета Эриванским отрядом под начальством генерал-лейтенанта барона Врангеля 19 июля 1854 года. С рисунка, снятого с натуры адъютантом генерал-лейтенанта барона Врангеля капитаном Чеглоковым

О живописце, графике, издателе популярного в середине XIX века «Русского художественного листка» Василии Федоровиче (Георге Вильгельме) Тимме (1820-1895).

Так его называли за стремление «передавать все, что только может быть схвачено карандашом значительного, <…> и притом передавать в рисунках верных, не вымышленных, снятых с натуры», — иначе говоря, «быть художественным летописцем России». Наш краткий рассказ о нем основан на данных обстоятельного труда В. А. Верещагина «Русская карикатура» (СПб., 1911–1913), первый том которого посвящен жизни и творчеству В. Ф. Тимма. Главный же «герой» публикации — собственно тиммовская «художественная летопись».
Вильгельм Тимм, сын рижского бургомистра, родился в пригороде Риги в местечке Зоргенфрей. Тягу к рисованию ощутил уже в гимназии и в пятнадцать лет поступил в Академию художеств на правах вольного слушателя. Курс окончил с серебряной медалью. В 1844 году в Париже под руководством известного художника и дипломата Ораса Верне он завершает образование. Из Франции его заносит в Алжир. Далее следует Кавказ, Севастополь. Забегая вперед, скажем, что В. Ф. Тимм оказался одним из немногих художников — летописцев обороны Севастополя, ярко запечатлевших эту героическую эпопею для потомков; здесь, пожалуй, с ним может сравниться только Н. В. Берг — автор знаменитого «Севастопольского альбома» (М., 1858).
Как говорится в очерке о В. Ф. Тимме на сайте vsdn.ru/authorcolumn/333.htm, «отличаясь тонкой наблюдательностью, <…> Тимм неутомимо заносил в свой альбом все то, что привлекало его внимание — и бытовые типы, и всякого рода события, начиная от <…> мелких подробностей будничной жизни и кончая портретами выдающихся современников, <…> церемониями и праздниками. Тимм был прирожденный рисовальщик, или, как их тогда называли, «карандашист». <…> В начале своей творческой деятельности (1840–1844) он проявил склонность к сатирическому изображению окружающего быта и создал целый ряд произведений, дающих возможность отвес­ти ему в истории русской карикатуры почетное место». Широкую известность получили выполненные им большей частью в технике ксилографии и литографии иллюстрации — к сатирической поэме И. П. Мятлева «Сенсации и замечания госпожи Курдюковой за границею…» (1840–1844), нашумевшему сборнику «Наши, списанные с натуры русскими» (1841–1842), «Великолепной русской азбуке» (1844), изданиям «Виды России» (1862), «Военные сцены» (1862), «Листок для светских людей» (1844), «Робинзон Крузе» (1864) и многим другим.
В 1851 году Василий Федорович начинает выпуск «Русского художественного листка» — периодически выходящих сборников литографий с краткими пояснительными текстами. За одиннадцать лет он проделал титаническую работу — пользовавшиеся огромным успехом «Листки Тимма» все это время выходили без перерыва каждые три месяца. Тимм привлек к сотрудничеству известных художников и литераторов (так, тексты к «Листкам» писал Н. И Греч), сам лично литографировал публикуемые работы своих коллег. «Листки» стали поистине «энциклопедией русской жизни» той поры: зарисовки событий — от эпохальных до чисто бытовых, жанровые сценки, этнографические типы, портреты видных современников; были выпуски «тематические» (например, посвященные А. С. Пушкину)… Это издание, уникальное в своем роде, предвосхищает многое из того, что мы видим в данной сфере сегодня.
В 1862 году из‑за болезни глаз В. Ф. Тимм вынужден был прекратить выпуск «Листков». В декабре он уехал в Берлин, где и умер более чем через тридцать лет. Как он жил в Берлине, чем занимался — мы не знаем.
В этом номере «Московского журнала» представлена лишь малая часть созданной В. Ф. Тиммом «художественной летописи», позволяющая, однако, представить и оценить масштаб издательского проекта, осуществленного «рисовальщиком русской жизни» полтора века назад...