Поиск

Михаил Леонтьевич Миль (1909–1970)

Михаил Леонтьевич Миль (1909–1970)

Михаил Леонтьевич Миль (1909–1970)


Толчком к написанию данной статьи явилась моя встреча с потомками М. Л. Миля на конференции в Государственном Историческом музее, посвященной 350‑летию Иркутска, где дочери конструктора выступили с сообщением «Иркутский период в жизни М. Л. Миля (1909–1970)»1. Надежда Михайловна Миль — заведующая музеем Московского вертолетного завода имени М. Л. Миля, президент Фонда имени М. Л. Миля и Елена Михайловна Миль — доктор биологических наук, ведущий сотрудник Института биохимической физики РАН, подарили мне написанную ими книгу об отце2. Передо мной предстала жизнь Михаила Леонтьевича — талантливого ученого и конструктора винтокрылых машин, одного из создателей отрасли вертолетостроения в нашей стране, Героя Социалистического труда (1966), лауреата Ленинской (1958) и Государственной премий (1968)3.

 

 

М. Л. МильДетство и юность М. Л. Миля прошли в Иркутске. Отец будущего конструктора, Леонтий Самойлович, служил на железной дороге, мать, Мария Ефимовна, была зубным врачом. В семье, кроме Миши, были старшая дочь Катя и брат Яша. Родители уделяли много времени воспитанию и образованию детей. Мишу учили игре на фортепиано, а также живописи. Рано началось и увлечение авиамоделированием: в 12 лет Миша получил приз на конкурсе авиамоделистов в Новосибирске.
Учился он в Донском политехническом институте (Новочеркасск), где был сильный преподавательский коллектив. Одно время в институте работал создатель первого американского вертолета (1923) Г. А. Ботезат. Аэродинамику читал конструктор первых в мире судов на воздушной подушке (1935) В. И. Левков.
В 1928 году произошла встреча Михаила с будущей женой — тоже студенткой Паной Гурьевной Руденко. Уже на третьем курсе у них сложилась крепкая дружная семья.
М. Л. Миль заинтересовался автожирами4. Дипломную практику он проходил в Мос­кве и договорился о поступлении на работу в ЦАГИ, где тогда велись работы по проектированию автожиров и геликоптеров, которые с начала 1950‑х годов стали именоваться вертолетами (название введено Н. И. Камовым).
Первая научная статья М. Л. Миля «О раз- беге автожира» увидела свет в №  5 журнала «Техника Воздушного флота» за 1934 год. Высказанные в ней рекомендации учли при усовершенствовании автожира А-4  ЦАГИ ЭА-2. До войны Михаил Леонтьевич, занимаясь аэродинамикой автожиров и конструированием лопастей, опубликовал более 30 работ по этой теме, был соавтором автожиров А-12 и А-15.
Деятельность М. Л. Миля во время войны отмечена пятью правительственными наградами. Он очень гордился орденом Боевого Красного Знамени, которого удостоился за разработку компенсатора, помогавшего выводить самолет из штопора. Этими устройствами (их называли «мили») оснащались самолеты Ил-2, Ил-4, Ла-5, в чем Михаил Леонтьевич лично принимал участие5.
Уже в августе 1941 года М. Л. Миль в качестве инженер‑лейтенанта автожирной корректировочной эскадрильи вылетел на фронт с пятью автожирами А-7 конструкции Н. И. Камова. В районе Ельни эскадрилья выполнила около 20 полетов в тыл врага. Под Гжатском автожир доставил донесение в штаб фронта о прорыве нашей обороны немецкими частями. Спустя два месяца эскадрилья вернулась в Москву. Полученный на передовой опыт позже пригодился Милю при создании боевых вертолетов.
В 1943 году Михаил Леонтьевич возвращается в ЦАГИ и защищает кандидатскую диссертацию «Критерии управляемости и маневренности самолета»6. За работу по боевым самолетам он получает орден Отечественной войны 2‑й степени. В 1945‑м им защищена докторская диссертация «Динамика ротора с шарнирным креплением лопастей и ее приложение к задачам устойчивости и управляемости автожира и геликоптера»7.

Дом, в котором жил М. Л. Миль в Иркутске.  Фотография Р. Г. БерестеневаПосле окончания войны в США и Англии произошел геликоптерный бум. В 1947 году в Штатах начался серийный выпуск вертолетов Сикорского S-51. СССР здесь явно отставал. И. В. Сталин распорядился это отставание ликвидировать. В результате появился приказ министра авиационной промышленности (сохранился в архиве М. Л. Миля):
«Во исполнение постановления Совета Министров от 12 декабря 1947 года приказываю:
1. Организовать Опытное конструкторское бюро Главного конструктора М. Л. Миля на базе завода №  383 МАП.
2. Назначить Миля М. Л. Главным конструктором и ответственным руководителем завода №  383.
3. Обязать начальника ЦАГИ Шишкина С. Н. предоставить возможность ОКБ тов. Миля работать по проектированию геликоптера, строящегося по правительственному заданию, на территории ЦАГИ до 1мая 1948 года»8.

* * *

Первую машину КБ Миля — вертолет ГМ-1 (впоследствии Ми-1) — испытали в 1948 году и стали использовать в сельском хозяйстве и как средство связи. Несколько Ми-1 оборудовали дистанционно управляемыми ракетами «Малютка» для применения его в военных целях. Полезным он оказался и для ледовой разведки в Арктике. Спустя двадцать лет в беседе с журналистом Михаил Леонтьевич назвал Ми-1 своей самой любимой машиной. На этом вертолете был установлен 31 мировой рекорд. Вот лишь некоторые (дата, пилот, показатель): скорость на 100‑километровом замкнутом маршруте — 21 мая 1959 года, В. В. Виницкий, 210 км/час; дальность полета по прямой — 10 сентября 1966 года, А. М. Аносов, 1270 км; высота подъема без груза — 12 марта 1959 года, Ф. И. Белушкин, 6702 м.9
Ми-1 выпускали не только в СССР, но и в Польше10. Был создан ряд его модификаций: связной, учебно‑тренировочный, санитарный, четырехместный для нужд сельского хозяйства, с поплавковым шасси11.

* * *

Вертолет Ми-4. Первый вылет — 1952 год. Выпущен в пассажирском, санитарном, сельскохозяйственном, а также боевом вариантах. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе удостоился золотой медали и стал экспортироваться за рубеж. На нем установлено 8 мировых рекордов, в том числе: скорость на 500‑километровом замкнутом маршруте — 26 апреля 1956 года, Б. В. Земсков, 187 км/час; дальность полета по прямой — 2 августа 1965 года, Т. В. Руссиян, 1052 км; высота подъема без груза — 12 января 1965 года, Т. В. Руссиян, 7524 м; высота подъема с грузом 1 т — 26 апреля 1956 года, В. В. Виницкий, 6056 м; высота подъема с грузом 2 т — 25 апреля 1956 года, Р. И. Кап­рэлян, 6017 м.

* * *

Вертолет Ми-8. Первый вылет — 1961 год. Эти вертолеты пользовались высоким спросом на внутреннем и внешнем рынках. Они служат в вооруженных силах 74 государств мира. Их производство продолжается и сегодня, выпущено уже около 13000 машин. В 1964 году Герой Советского Союза, заслуженный летчик‑испытатель СССР В. П. Колошенко установил на Ми-8 два мировых рекорда — дальности полета по кругу и скорости на маршруте.

Леонтий Самойлови

 

* * *

Многие технические разработки милевского КБ выполнены на уровне изобретений и защищены патентами в Англии, Франции, Канаде, США. На 26‑м авиакосмическом салоне в Ле Бурже (1965) Советский Союз среди прочего был представлен сразу тремя вертолетами Миля — Ми-8, Ми-6 и Ми-10.

* * *

Обо всех машинах конструкторского бюро М. Л. Миля, конечно, в журнальной статье не расскажешь, но нельзя хотя бы вкратце не упомянуть об уникальном вертолете В-12 (Ми-12), на котором установлено семь мировых рекордов (рекорд грузоподъемности, зафиксированный 6 августа 1969 года, не побит до сих пор) и создатели которого получили приз имени И. И. Сикорского «За выдающиеся достижения в области проектирования вертолетов». Во время испытаний В-12 Миль лежал дома больной. Испытания прошли успешно. «Экипаж <…> поехал домой к Михаилу Леонтьевичу с радостной вестью. С Миля словно спало бремя невзгод. Он читал любимые маршаковские переводы Бернса, напевал любимую песню «На безымянной высоте». «Друзья мои, я вам искренне признателен. Знаете, вы не вертолет вылечили, вы меня вылечили. Паночка, дай нам коньяку», — сказал он»12.
Первый экземпляр В-12 оставили на вечное хранение на заводе, второй — в Музее ВВС в Монино. Однако несмотря на свои уникальные характеристики, в серийное производство эта машина запущена не была.