Поиск

«…В их лице Церковь пришла в жизнь народа и общества»

«…В их лице  Церковь пришла  в жизнь народа и общества»

«…В их лице Церковь пришла в жизнь народа и общества»


Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев  в Епархиальном доме в Лиховом переулке, где проходил Поместный Собор 1918 года.  В настоящее время дом восстанавливается как главное здание ПСТГУ

История отечественного образования берет начало в образовании церковном. Это относится к образованию вообще, зародившемуся с Крещением Руси, и к образованию высшему, в частности. В 1687 году была учреждена Славяно‑греко‑латинская академия, правопреемницей которой можно назвать и Российскую академию наук, и Московский государственный университет, и Московскую духовную академию. Таким образом, хотя ПСТГУ — явление в сфере образования и науки у нас новое, в самом феномене православного университетского образования для России нет ничего необычного.

Святитель и исповедник Патриарх Тихон

Однако, в отличие от западных христианских стран, где богословские факультеты традиционно входили в структуру университетов, в России богословское образование было выделено из общеуниверситетского. Это не помешало расцвету богословской науки в стенах дореволюционных духовных академий, которые, как и университеты, являлись государственными учебными заведениями. Тем не менее к началу XX столетия возникла проблема: богословское образование оказалось доступным только для лиц, желающих принять священнический сан. Распространение революционных настроений в среде интеллигенции только подчеркивало необходимость скорейшего разрешения этой проблемы. И Церковь предприняла ряд шагов в данном направлении. Так, будущий священномученик митрополит Киевский Владимир (Богоявленский), находясь еще на московской кафедре, построил в Первопрестольной Епархиальный дом, предназначенный для целей народного просвещения. Архиепископ Феодор (Поздеевский), ректор Московской духовной академии, после ее закрытия в 1917 году при поддержке Святейшего Патриарха Тихона (Белавина), благословившего создание Высшего богословского института, несмотря на гонения и постоянные вынужденные переезды с места на место, в течение нескольких лет возглавлял в Институте образовательную деятельность.
В 1944 году в Москве открылись Православный богословский институт и Бого­слов­­ско‑­пастырские курсы, которые в 1946 году были преобразованы в возрожденную Мос­ковскую духовную академию и семинарию. В 1949‑м в результате новой волны послевоенных гонений Академию и Семинарию перевели в Троице-­Сергиеву лавру, где до падения советской власти они существовали без какой‑либо регистрации и лицензии.
В конце 1980‑х годов, когда были сняты прежние запреты, множество людей с жадностью начали искать знаний о православной вере. Эту жажду знаний действующие на тот момент в Советском Союзе три духовные школы (Московская, Ленинградская и Одесская) по причине своего статуса и обособленного от окружающего мира существования утолить не могли. Тогда по инициативе группы московского духовенства — учеников выдающегося проповедника советского периода, хранителя духовных традиций дореволюционной России протоиерея Всеволода Шпиллера — в Москве был организован лекторий. Встречи со священниками, которые рассказывали о вере, о Церкви, отвечали на насущные вопросы, проходили в кинотеатрах и собирали полные залы, так что люди стояли даже в проходах. Через несколько лет по просьбе слушателей, желавших получать более систематическое богословское образование, создаются Богословско‑катехизаторские курсы, которые в 1992 году благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера) преобразуются в Богословский институт, получивший имя в честь покровителя богословского образования для мирян святителя Патриарха Тихона.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II  и ректор МГУ академик Виктор Антонович Садовничий на торжественном акте. 1992 год

С тех пор прошло 20 лет. Свято-Тихо­новский богословский институт, получивший аккредитационный статус гуманитарного университета, стал одним из крупнейших учебных православных учебных заведений мира. Центральным факультетом университета по‑прежнему является богословский, на котором строится научная богословская школа, проводящая исследования по самым разным дисциплинам — библеистике, патрологии, каноническому праву, церковной истории и многим другим. Университет имеет договоры о сотрудничестве с целым рядом значимых центров православного и иноконфессионального богословия, а также проводит ежегодные богословские конференции, собирающие ведущих ученых со всего мира.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II  и ректор МГУ академик Виктор Антонович Садовничий на торжественном акте. 1992 год

В ведущейся сейчас дискуссии о государственном признании ученых степеней кандидатов и докторов богословия Свя­то-­Тихоновский университет играет особую роль. Ведь если государство признает научные и образовательные заслуги вуза и разрешает открытие при нем диссертационного совета, присуждающего кандидатские и докторские степени по истории и религиоведению, если в результате первого в новейшей истории России конкурсного распределения бюджетных мест православный университет смог стать победителем, если по разработанному в его стенах образовательному стандарту «теология» уже идет преподавание на кафедрах в государственных учебных заведениях, то непризнание ученых богословских степеней носит отнюдь не научный, а идеологический и отчасти политический характер.

Открытие XIX ежегодной Богословской  международной конференции ПСТГУ

Перед Свято-Тихоновским университетом с момента его создания стояли сразу несколько целей. Помимо образования студентов, построения научной школы, необходимо было заниматься просвещением народа. Эту миссию возложили на издательство ПСТГУ. Двадцать лет назад оно начало переиздавать дореволюционные книги, труды деятелей русской эмиграции, затем с достижением первых исследовательских результатов и накоплением педагогического опыта — работы преподавателей и научных сотрудников университета. Одной из важнейших задач было осмысление истории Русской Православной Церкви в новейший период, увековечивание в народной памяти подвига новомучеников и исповедников Российских. Исследования университетских церковных историков содействовали прославлению в лике святых Собора Новомучеников (2000), сыграли значительную роль в воссоединении Поместной Русской Православной Церкви с Русской Православной Церковью Заграницей (2007).

Литургия под открытым небом во время миссионерской поездки на Алтай.  Фотография 2004 года

Книги издательства, за которыми приезжали со всех уголков страны, тем не менее, не могли заменить живой проповеди. Поэтому, как только Богословский институт стал на ноги, он принялся за активную миссионерскую деятельность. В 1996 году состоялась первая миссионерская поездка студентов и преподавателей во главе с ректором протоиереем Владимиром Воробьевым в Якутию. С тех пор в отдаленные регионы Дальнего Востока, Сибири и Европейского Севера нашей Родины было совершено около 100 миссионерских поездок, благодаря которым многие граждане нашей страны впервые в жизни увидели священника, приняли святое Крещение, получили ответы на животрепещущие вопросы.
В просветительской деятельности университета особое место занимает организованная ПСТГУ Общероссийская ежегодная олимпиада «Основы православной культуры». Тот факт, что в последней олимпиаде приняли участие около 140 тысяч школьников из 81 региона России, подтверждает необходимость введения в школьный курс предмета «Основы православной культуры».

Закрытие III Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры»

Оценивая двадцатилетний вклад университета в отечественное образование и нау­ку, необходимо подчеркнуть, что в нем развивается целый спектр гуманитарных дисциплин — история, филология, педагогика, социология и другие — на базе религиозного мировоззрения. Здесь происходит долгожданное возвращение к историческим и духовным корням, исцеление науки и образования от искусственной их атеизации, осуществленной в советский период. Гуманитарное образование приобретает гармоничность и целостность. Преподаватели разных факультетов университета за двадцать лет завоевали уважение коллег по научному сообществу, многие из них в последние годы стали получать гранты от государственных и частных научных организаций.

Студентка кафедры реставрации за работой

Отдельно следует сказать о возрождении церковного изобразительного искусства и церковного пения — ведь соответствующие факультеты ПСТГУ остаются единственным местом в России, где люди, изучающие иконопись, фреску или бого­служебное пение, могут получить официально признанное образование.

Церковь святителя Николая в Кузнецкой слободе – главный храм ПСТГУ

Какое же из достижений Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета за двадцать лет следует поставить на первое место? По словам ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева, «главный результат — это наши выпускники: богословски образованные священники, епископы, даже митрополиты, сотрудники государственной администрации, сотрудники СМИ, большое количество преподавателей, ученые — в их лице Церковь пришла в жизнь народа и общества».

Выпуск 2009 года