Поиск

«Мещанин Барнаула»

«Мещанин Барнаула»

«Мещанин Барнаула»


Шаман на фоне традиционного  алтайского жилища – чаадыр Летопись Сибири до сих пор изобилует малоизвестными фактами и именами. Взять, к примеру, современный Алтайский край — богатейший и интереснейший сибирский регион. Сейчас он популярен у туристов и исследователей древней культуры здешних племен. Однако современники часто упускают из виду, что в истории освоения этого региона решающую роль сыграли русские переселенцы, появившиеся тут в XVII веке. Именно стараниями и усердием их и их потомков на Алтае возникали города, заводы, рудники, школы, больницы, библиотеки, развивались нау­ки и искусства.
К числу знаковых фигур в плеяде деятелей культуры Алтайского края конца XIX — начала XX века принадлежит герой нашего очерка Сергей Иванович Борисов, которого прежде всего знают как выдающегося фотомас­тера своего времени, автора обширной (несколько тысяч) коллекции снимков с натуры и двух наборов открыток «Алтай». Первый издан в Швеции в 1911 году1, мес­то издания второго пока не установлено. Уникальность опубликованной части коллекции С. И. Борисова в том, что все 52 пейзажные и жанровые открытки — цветные: подобное тогда было редкостью даже в Европе, не говоря уже о Сибири. Эти фотографии — лишь малая толика из нескольких сотен, сделанных Сергеем Ивановичем во время экспедиций по Горному Алтаю. Сейчас борисовское собрание хранится в фондах Алтайского государственного краеведческого музея2.
О С. И. Борисове известно немного3. Родился он в Симбирске в семье дворовых крестьян (дата установлена лишь предположительно). С раннего детства сам зарабатывал на жизнь — сначала мальчиком на побегушках в магазине, затем заправщиком ламп в театральном балагане. Обладая приятным голосом, участвовал также в музыкальных спектаклях. Далее перешел в небольшой музыкальный театр баронессы Розен, с которым путешествовал по стране.
На исходе 1870‑х годов, спасаясь от полуголодного существования, Сергей отправился в Сибирь, в конце 1880‑х оказался в Барнауле — центре огромного Алтайского края. Первое время квартировал в доме извозчика Василия Петровича Клещова, где познакомился со своей будущей женой — Анастасией Петровной, сестрой Клещова. У супругов Борисовых родилось двое детей — дочь Татьяна и сын Валентин. Татьяна Сергеевна, унаследовав творческие способности от отца, стала актрисой, жизнь Валентина Сергеевича оборвалась в годы Великой Отечественной войны.
В Барнауле С. И. Борисов увлекся невиданным дотоле в тех местах делом — фотографией, быстро его освоил (талантов, упорства и практичности Сергею Ивановичу было не занимать) и приобрел на этой ниве известность. Купил дом на Бийской улице, став официально «мещанином Барнаула». Жил с семейством на первом этаже, на втором открыл фотоателье. Круг клиентуры постоянно расширялся. Тогда почти в каждой барнаульской семье имелись «паспарту от Борисова». Сотни портретов — чиновники, купцы, военные, инженеры, гимназисты, юные девушки и почтенные старцы, дети… В конце XIX века С. И. Борисов как портретист и мастер салонных съемок получил всероссийское признание. В 1898 году его работы с успехом демонстрировались на Петербургской выставке фотографии.

Одна из последних работ,  сделанных фотографом в 1935 году

В 1900 году Борисов в качестве туриста отправляется в Париж на Всемирную фотографическую выставку. Оттуда он привез справочник с описанием технологии получения фотобумаги и решил наладить собственное ее производство — первое в Сибири. Нашел помощника‑химика и стал выпускать фотобумагу разных размеров, вплоть до двухметровых листов, на которых печатал ростовые портреты. Известен случай, когда барнаульский купец‑­пивовар Ворсин заказал у Борисова такой портрет своей жены, удостоившийся на одной из московских выставок золотой медали. Ворсин пожелал выкупить портрет за немалые деньги, но Сергей Иванович отказался, оставив эту работу себе в качестве витринной.
Из Парижа Борисов привез не только технологию фотобумажного производства, но и оборудование для фотосалона — так называемые «будуары»: пианолу, столики, подставки, шторы, ковры, цветы, сменные задники — драпри и пейзажи. В таком интерьере любо‑дорого было запечатлеться. Недаром из семи барнаульских фотоателье, работавших в 1911 году, борисовское пользовалось наибольшей популярностью. Свой фотографический павильон Сергей Иванович устроил на славу — с наклонной стеклянной крышей и стек­лянной же стеной; тут мог разместиться целый класс реального училища.
Наряду с салонной фотографией С. И. Борисов, как уже говорилось, с успехом занимался пейзажной съемкой, став «главным алтайским фотолетописцем» начала XX века. В период с 1907 года до Первой мировой войны он предпринял ряд экспедиций по Горному Алтаю. Эти экспедиции — поистине подвижнический период его биографии. Сергею Ивановичу приходилось брать с собой в горы самое разное оборудование: громоздкие фотоаппараты, треножник, стеклянные пластины, упакованные в ящики, бутыли с растворами, палатку для лабораторных работ… Снаряжение весило десятки пудов; его везли на лошадях по горным тропам и речным перекатам.

 

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию