Поиск

Российские столицы в зеркале архитектуры

Российские столицы  в зеркале архитектуры

Российские столицы в зеркале архитектуры


Александровский сад. Литография Л. Ж. Жакотте и Ш. К. Башелье с оригинала И. И. Шарлеманя.  Середина XIX века

1712 год принято считать датой переноса столицы Российского государства из Москвы в Санкт-Петербург. Эту дату «вычислили» исходя из того, что именно в 1712 году впервые в городе на Неве прошло заседание Сената, который уже на следующий год окончательно перебрался в Петербург. Особого указа об изменении статуса городов не последовало. Да и существовавшее в те времена представление о столичности отличалось от современного. «Стольный град» Москва без государя оставался сиротой, так что полнота данного качества в большей степени связывалась с фигурой самодержца, нежели с городом, где находились институты управления государством.
В любом случае 2012 год дает повод вновь обратиться к многогранной и неисчерпаемой теме «Москва–Петербург». В начале июня она основательно обсуждалась историками на проходившем в Санкт-Петербурге IV конгрессе петровских городов, и, надо полагать, к ней будут возвращаться еще не раз.
Среди различных аспектов этой темы есть один, который, как кажется, остается не только не освещенным, но и вовсе не затронутым исследователями. Речь идет об отражении общегосударственного значения города в его архитектуре. Можно возразить: любая работа, посвященная градостроительным вопросам или отдельным выдающимся архитектурным памятникам столиц, непременно увязывает их со значимым положением города. Это справедливо. Но правомерно взглянуть на проблему с другой стороны, рассматривая обратную связь в паре: столичный статус – архитектурный строй, иначе говоря, попытаться оценить обусловленность социально‑политического бытия города художественным естеством последнего.

Виды Санкт-Петербурга. Фотографии автора 2001 (вверху) и 1983 годов
Двести лет Санкт-Петербург украшался зданиями и ансамблями величественной архитектуры, являясь столицей Российской империи. В главных своих чертах он сложился в исторически краткий промежуток времени — менее чем за полтора столетия. Импульс художественного развития, данный Петром I, постоянно получал подпитку в амбициях монархов крепнущей России и обусловил исключительную художественную цельность и яркую индивидуальность Петербурга.
Трудно кратко выразить стержневую суть художественного естества этого города. И все же представляется, что смыслы и значения, органически присущие ему как произведению искусства, коренятся в концепции классицизма. Именно в классицизме выразился дух Петербурга на взлете его расцвета.
Классицизм – в большей степени род идеологии, нежели художественный стиль, и в силу этого доступен облечению в слово. Наивно стремиться здесь к исчерпывающей дефиниции, но в нашем контексте классицизм можно определить как универсалистский образ художественного мышления, предполагающий разумность, правильность, норму основанием гармонии.

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию