Поиск
  • 21.06.2017
  • Архив
  • Автор Елена Викторовна Харитонова

Воздушные гавани Москвы

Воздушные гавани  Москвы

Воздушные гавани Москвы


ХХ век называют веком авиации. Давняя мечта человека о покорении воздушной стихии реализовалась в минувшем столетии, и Россия принимала в этом самое активное участие. Вслед за братьями Райт российские авиаторы устремили в небо свои «крылатые колесницы». Первый в мире пассажирский самолет «Илья Муромец», сконструированный И. И. Сикорским, положил начало гражданского самолетостроения в нашей стране.

Погрузка почты в самолет Ил-18  в аэропорту Внуково. Москва. 1963 год.  Автор П. Балабанов. 0-6346

9 января 1908 года в Санкт-Петербурге основывается Императорский всероссийский аэроклуб, а двумя годами позднее в Москве приступают к строительству первого аэродрома. Решением штаба Московского военного округа в районе Ходынского поля был выделен участок земли, на котором соорудили взлетно‑посадочную полосу и шесть ангаров для аэропланов. Война и революция затормозили развитие отечественной гражданской авиации. В 1918 году Советская Россия имела всего около 300 самолетов, в большинстве своем устаревших иностранных марок. К 1921 году численность авиапарка еще сократилась, но, несмотря на это, энергичные попытки правительства возродить авиационную промышленность, а вместе с ней и гражданскую авиацию, постепенно приносили ощутимые плоды.

Покупатели у прилавка с сувенирами  в аэропорту Шереметьево. Московская область. 1964 год. Автор Л. Носов. 0-6336

1 мая 1921 года с аэродрома на Ходынском поле самолет «Илья Муромец» вылетел в свой первый пассажирский рейс по трассе Москва–Харьков. За пять месяцев было выполнено 43 рейса, перевезено 60 пассажиров и 6 тонн грузов. В октябре эту линию закрыли по причине сильной изношенности самолетов. Пилот А. К. Туманский вспоминал: «Мы делали по два–три полета в неделю, перевозя в основном фельдъегерскую почту и ответственных пассажиров. Пассажиры были в восторге от быстроты передвижения, мы же — летно‑подъемный состав — радовались гораздо меньше: корабли наши были довольно потрепаны, а большинство моторов уже выработало все свои ресурсы. Редкий рейс поэтому обходился без происшествия»1. Летом 1922 года функционировала авиалиния Москва–Нижний Новгород–Москва, обслуживавшая посетителей первой советской Всероссийской ярмарки. Регулярная линия Москва–Нижний Новгород заработала 15 июля 1923 года. В марте того же года было создано первое авиатранспортное предприятие РСФСР — акционерное общество Добровольного воздушного флота «Добролет»2.
В ноябре 1921 года образовалось смешанное русско‑германское общество воздушных сообщений «Дерулюфт»3. Одними из первых пассажиров на этой линии были поэт Сергей Есенин и его жена Айседора Дункан, прилетевшие рейсом из Москвы в Кенигсберг. В 1923 году аналогичное путешествие совершили Владимир Маяковский и Лиля Брик. Под впечатлением от полета поэт написал стихотворение «Москва–Кенигсберг»:
Проезжие — прохожих реже.
Еще храпит Москва деляг.
Тверскую жрет,
Тверскую режет
сорокасильный «Каделяк»4.
Обмахнуло
радиатор
горизонта веером.
— Eins!
zwei!
drei! —
Мотора гром.
В небо дверью —
аэродром.
Брик5.
Механик.
Ньюбольд6.
Пилот.
Вещи.
Всем по пять кило.
Влезли пятеро.
Земля попятилась.
Разбежались дорожки-
ящеры.
Ходынка
накрылась скатертцей.
Красноармейцы,
Ходынкой стоящие,
стоя ж —
назад катятся.
Небо —
не ты ль?..
Звезды —
не вы ль это?!
Мимо звезды
(нельзя без виз)!
Навылет небу,
всему навылет,
пали —
земной
отлетающий низ!

Повторно Маяковский воспользовался услугами авиакомпании «Дерулюфт» в 1925 году. За штурвалом был Н. П. Шебанов7, позднее писавший: «В 1925 году я получил новую пассажирскую авиамашину «Фоккер», развивавшую скорость до 145 километров в час. Особенно памятен мне рейс летом 1925 года. Я вез за границу на своем самолете Владимира Маяковского. До этого я с ним знаком не был, хотя был его поклонником, поэтому очень обрадовался представлявшемуся случаю. В Кенигсберге Владимир Маяковский выбрал меня своим гидом, и весь вечер мы гуляли по городу. Я хорошо знал Кенигсберг, так как бывал в нем через каждые 2–3 дня, и сумел Маяковскому показать все достопримечательности. Осмотрев город, Владимир Маяковский и я отправились в ресторан ужинать. За ужином долго беседовали. Он расспрашивал меня об авиации, я интересовался поэзией»8.

Билетные  кассы  Московского  городского  аэровокзала.  Москва. 1970-е годы.  Автор Б. Вдовенко.  0-82277

Всего маршрут обслуживали шесть пилотов — четыре немецких и два советских. Рейсы выполнялись три раза в неделю, прекращаясь по погодным условиям 1 ноября и возобновляясь 1 мая (специальные и чрезвычайные полеты продолжались круглый год). Перелет с промежуточными посадками в Смоленске и Ковно занимал 8 часов 45 минут летного времени, что существенно сокращало путешествие по сравнению с двухдневной поездкой на поезде. За первый год было выполнено 109 рейсов и перевезено 338 пассажиров, а также свыше тонны грузов и почты.

 

 

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию