Поиск

На крыльях духа

На крыльях духа

На крыльях духа


Александр Алексеевич СмирновКак в скульптуреизобразить небо, воз-дух, ветер, дух? Вы скажете, подобное невозможно? Творчес­тво Александра Алексеевича Смир­нова опровергает такое утверждение. Счи­тается, что скульптура — наиболее материальный вид изобразительного искусства, однако под рукой мастера металл, дерево и камень преображаются. И из этих земных элементов Александр Смирнов создает образы, которые можно назвать иконичными. И не только потому, что тематика большинства его работ более подходит для иконописи, но потому, что скульптура тоже может стать окном в мир духовный.
Сам мастер так определяет смысл своих творений: «Скульптура — это икона для улицы».
Безусловно, икона и скульптура — разные виды искусства, у каждого из них своя специфика. Но художник, в каком бы жанре он ни работал, воплощая образ, вкладывает в него свое понимание мира, Бога и человека и стремится через пластику выразить преж­де всего духовное значение образа.
Александр Алексеевич Смирнов родился в 1949 году в городе Клинцы Брянской облас­ти. Свой язык и стиль в творчестве обрел не сразу. «Я стал художником в зрелом возрасте. Почему? Наверное, потому, что такие, как я, долго созревают», — говорит он в одном из интервью.
В 1975 году Александр Смирнов окончил юрфак МГУ, но вдруг в тридцать лет увлекся скульптурой. Шесть лет обучался в мастерской профес-сора МВХПУ О. Д. Янов-ского. Вступил в Союз художников России и Московское объединение скульпторов. Ха-рактерно, что уже в первых работах Александра Алексеевича определяется главная тема: его привлекают люди, в которых видна интенсивная жизнь духа. Он делает в бронзе Рахманинова, Чайковского, Пушкина, Гоголя, Андрея Рублева.
Но мастеру хотелось большего. Это большее открылось ему через православную веру, принятую также в зрелом возрасте. С тех пор его внимание занимают не прос­то творческие люди, с которыми он ощущает родство, а святые, к которым как к недосягаемой высоте тянется душа художника. Смирнов создает серию образов святых: благоверный князь Александр Невский, страстотерпцы Борис и Глеб, преподобные Серафим Саровский и Серафим Вырицкий, святитель Тихон… Есть в галерее Смирнова и образы‑аллегории: «Грешник», «Падение», «Опечалившаяся душа» и другие, в которых мастер показывает драматизм взаимоотношений души с Богом, препятствия и искушения, возникающие на духовном пути. Есть и образы тех, кто вышел на прямой путь: «Верный», «Схимник», «Старец‑печальник».
Пластика Александра Смирнова сдержана и лаконична, но точна и убедительна. Мастер добивается максимальной выразительности при минимуме средств за счет обобщенности и метафоричности пластического языка. Он часто прибегает к стилизации, использует символические детали, но при этом никогда не искажает тело человека, которое по христианским понятиям есть вместилище Духа Святого.

Н. В. Гоголь. Металл. 1985 годАлександр Смирнов, несомненно, вдохновляется иконой, но не создает замену иконе, хотя выполненные им изображения святых на плоских камнях предельно иконичны. Однако его задача — не просто повторить иконный образ в ином материале: камень здесь становится метафорой, ибо святые — это «живые камни» Церкви.
Работы из дерева, материала очень теп­лого и традиционного для православного искусства, также иконичны. Художник использует эффекты текстуры, сочетание резьбы с необработанным сколом, его техника восходит к традициям древнерусской маховой резьбы. Предание говорит, что преподобный Сергий Радонежский тоже резал фигурки из дерева. Не случайно деревянные скульптурки Александра Смирнова посвящены подвижникам духовного делания.
Нередко Александр Смирнов изображает молящихся (преподобные Сергий Радонежский, Нил Столбенский, Серафим Саровский, бабушка‑причастница), а в композиции «За всех и за вся» представлен обобщенный образ молитвенного предстояния. «Для меня сделать скульптуру, которая настраивала бы человека на молитву, — признается мастер, — большая и важная задача, может быть, даже и недос­тижимая. Но к этому нужно стремиться, и, двигаясь в этом направлении, глядишь, может, и сделаешь что‑то стоящее».
Взаимосвязь материального и духовного, земного и небесного особенно ярко выражают пейзажные композиции Александра Смирнова: «Молитва о путешествующих», «К вечерне», «Овцы», «Благословение Афона», «Путник», «Святое семейство» и другие. В них есть обязательные элементы — гора, дерево, облако, сразу же задающие масштаб, так что даже очень небольшое произведение кажется целой вселенной.
Связь земли и неба символизирует, в частности, дерево. Это — один из архетипических образов мировой культуры. Там, где вырастает дерево, появляется небо. И возникает, казалось бы, невозможное для плас­тики — пространство, воздух, ветер, свет. В некоторых композициях Смирнова дерево трансформируется в облако, а облако из камня напоминает, что и небо создано как твердь. Через такие метафоры передается простая, но глубокая мысль: все в мире взаимосвязано. И человек, созданный Творцом из «праха земного», соприроден этому миру, но и выше его, он — венец творения.
Смирнов работает в основном в камерных формах, но есть произведения и монументальные. Первой «пробой пера» стал проект памятника благоверному князю Георгию Всеволодовичу для Нижнего Новгорода. Были и другие. Обычно мастер пытается найти ключ к каждому образу: так, в памятнике святителю Тихону фигура уподобляется колоколу, а в памятнике благоверному князю Александру Невскому — мечу.
Но самым, пожалуй, интересным является памятник, поставленный в Клинцах к трехсотлетию города. Клинцы — старообрядческий центр, и скульптор изобразил на фоне креста старообрядческую семью, в которой ощутима несгибаемость веры.
Необычен и проект памятника новомученикам и исповедникам российским: на облаке, покоящемся на ангельских крыльях (крылья Духа!), стоят священники, монахи, епископы — сонм православного духовенства, на которое пришелся главный удар репрессий. Их служение продолжается на небесах, их молитвой совершается духовное возрождение России. Будет ли проект осуществлен, покажет время, но даже в малой форме памятник впечатляет, призывая помнить о погибших за веру.
Галерея образов, созданных Александром Алексеевичем, обширна и разнообразна. Однако он не стоит на месте, постоянно ищет, постоянно движется вперед, ведь жизнь — путь, и творчество — путь. И Смирнов готов встретить на этом пути новые открытия и откровения.
Многие работы А. А. Смирнова представлены на постоянной экспозиции Государственного выставочного зала «Варшавка», где в сентябре 2012 года состоялась персональная выставка скульптора.

Борис и Глеб.  Бронза. 1991 годИдущий по воде. Бронза. 1990 годАскет.  Бронза, камень. 1994 годНой.  Бронза. 1990 годСтарец со свечой.  Дерево. 1996 год