Поиск

«Нарисовать верно и тщательно…»

«Нарисовать   верно и тщательно…»

«Нарисовать <…> верно и тщательно…»


Образцы Синодальных изданий разных лет

«Первенцами московского книгопечатания»1 стали Четвероевангелия, Триоди, Псалтири. По приказу Ивана Грозного в 1553 году на средства царской казны устроили дом, где «производили печатное дело». Московский Печатный двор в Китай‑городе стал центром российского книгоиздания, прежде всего, церковного. При Печатном дворе работали Правильная палата и библиотека.
Новая эпоха в истории Печатного двора началась в годы петровских реформ, когда его сначала передали в ведение Духовной Коллегии, а затем подчинили Святей-шему Синоду.
Датой основания Санкт‑Петербургской Синодальной типографии считается 11 мая 1711 года. Именно в этот день трудами присланных «из Московской типографии 4 наборщиков, 2 тередорщиков (печатники, работавшие на ручном прессе. — Г. А.), 2 батырщиков (типографские работники, набивающие краской набранный текст. — Г. А.) и с ними одного стана с гражданскими буквами, да гравировального стана с мастеровыми» здесь была отпечатана петровская «Реляция о взятии крепости Новогеоргиевской». Но указанный выше статус и название типография получила только в 1721 году при переходе в ведение Святейшего Синода.
Пик деятельности Синодальной типографии, который пришелся на вторую половину XIX столетия, обычно связывают с именем обер‑прокурора Синода К. П. Победоносцева, оказавшего типографии серьезную финансовую поддержку и много способствовавшего ее техническому оснащению. Но в сфере книгопечатания успехи зависят не только от этого. Столь же важна художественная составляющая. И вот в середине XIX века члены Святейшего Синода по инициативе митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) стали активно приглашать русских графиков — выпускников Академии художеств для оформления церковных, богослужебных и четьих изданий.

Собор Печерских святых.  Гравюра Л. А. Серякова по рисунку  Ф. Г. Солнцева. Из «Акафистов с канонами»  (Киев, Киево-Печерская лавра, 1870)
Расцвет церковной книгоиздательской культуры в России в немалой степени был обусловлен трудами академика живописи, выдающегося графика, основоположника русского стиля в искусстве Федора Григорьевича Солнцева (1801–1892)2. Пятьдесят лет — с 1843 года до самой смерти он сотрудничал с Синодальной типографией в Санкт-Петербурге, с типографией Киево-Печерской лавры, последние десять лет оформлял также книги православного издательства И. Л. Тузова.
В своих мемуарах Ф. Г. Солнцев первой выполненной им для Синодальной типографии работой называет рисунок антиминса (1843). Гравированный по рекомендации Ф. Г. Солнцева Л. А. Серяковым3, этот рисунок тиражировали на протяжении нескольких лет. Дальнейшие переработки поручали также Ф. Г. Солнцеву, о чем свидетельствуют донесения в Святейший Синод. Например, 17 июля 1864 года из хозяйственного управления Обер‑прокурору на усмотрение поступил «изготовленный новый рисунок антиминса с изменениями»4. Живое участие в правке рисунка Ф. Г. Солнцева принимал митрополит Московский и Коломенский Филарет. Владыка констатировал его соответствие «определению Синода», однако указал художнику на то, что хотя «лица Иосифа и Никодима выражают благочестивейшее внимание», «не так замечательны лица святых жен». Митрополит высказал недовольство «лицом святого апостола Иоанна» — оно «представляло детский вид, не выражая ни духовного характера, ни любви к Господу, ни печали». Самым серьезным было замечание, касающееся размещения фигур: «По древнему обычаю лица мужей и жен не смешивались, а отделялись. Посему Иоанна лучше было поставить непосредственно близ Иосифа, а Марию Клеопову, которая их разбивает, далее после Божией Матери»5.
Солнцевский рисунок антиминса впоследствии опубликовал И. Л. Тузов6.
«Едва ли не самой крупной» своей работой в сфере церковного книгоиздания Федор Григорьевич считал Лицевые Святцы (1866)7. Мысль о назревшей потребности для художников иметь не только текстовые подлинники с описанием внешнего вида святых он высказал еще в 1833 году в беседе с настоятелем Новгородского Юрьева монастыря архимандритом Фотием (Спасским)8. Солнцев как изограф пытался осуществить «удачный синтез элементов традиционного иконного письма с новациями светской живописи нового времени»9 и объяснил архимандриту Фотию цель своего приезда: «Отыскивать древности, чтобы потом составить полный живописный курс археологии и этнографии для художников». Настоятель принес «иконописный подлинник, который содержал в себе наставления, как следовало изображать святых». «Я посмотрел подлинник <…>, — пишет Солнцев, — и заметил, [что] для художника этого недостаточно. Художник должен быть и портным; ему нужно знать — какое облачение в каком веке носили; а здесь нет никаких описаний костюмов и церковных облачений»10.
В рецензии, предварившей выход новых печатных Святцев, драматург и поэт Нестор Васильевич Кукольник (1809–1868) писал, что «издание имело бы обширную пользу для художников при исполнении ими церковной живописи»11. Тем более в связи с открытием в Санкт-Петербургской духовной академии рисовального класса и началом преподавания там иконописи. Приведем любопытный архивный документ 1845 года:
«Академик Солнцев, обучающий рисовальному искусству в Санкт-Петербургской семинарии, внес в Духовно‑учебное управление записку, в коей изъяснил, что для приготовления учащихся к иконописанию красками необходимо нужны подлинные изображения ликов святых, их одежд и принадлежностей, коих придерживались старинные иконописцы и которые не в полном составе хранятся доселе в некоторых русских монастырях. Имея намерение составить полный сборник таковых подлинников, нарисовать их верно и тщательно, но и раскрасить в древнем греческом вкусе, Солнцев просит об исходатайствовании ему на то дозволения и вместе свидетельства, по которому бы он мог брать из известных ему монастырей <…> лично или посредством переписки старинные книги и святцы, с возвращением оных по миновании надобности. Когда же труд сей окончен будет вполне, то Солнцев просит купить его в здешнюю семинарию для руководства и позволить ему пользоваться изданием оного в публику на правах издателя.

 

 

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию