Поиск

Музей 1812 года: 200 лет спустя

Музей 1812 года:  200 лет спустя

Музей 1812 года: 200 лет спустя


И все же музей, открытие которого затянулось на целое столетие, был воссоздан и торжественно открыт 4 сентября 2012 года в дни празднования 200‑летнего юбилея победы России над Наполеоном. Об истории некоторых экспонатов рассказывалось выше. В целом его коллекция сложилась уже в начале ХХ века. Основу ее составили фонды выставки 1912 года, Военно‑исторического музея, переданного в 1924 году в ведение Государственного Исторического музея на правах филиала, а также полковых мемориальных музеев и вещи, переданные коллекционерами. Как мы знаем, специального здания для Музея 1812 года построено не было, и значительная часть уникальных экспонатов, собранных по всей России, так и осталась в фондах ГИМа. Таким образом, возник редчайший феномен 100‑летнего существования своего рода «музея в музее».
Воссоздание музея началось в 2009 году. И вновь встал вопрос о помещении. Здесь хотелось бы вернуться на столетие назад и проследить подробнее историю возникновения самой идеи «Музея 1812 года». Впервые о нем заговорили еще в 1839 году — после того, как на Бородинском поле воздвигли памятный монумент и соорудили при нем «инвалидный домик», где обитали ветераны сражения. Уже тогда начала стихийно складываться основа коллекции, в основном из разного рода «меморий» на тему войны с Наполеоном, приносимых посетителями и потомками участников войны, а Книга записей запестрела пожеланиями об учреждении специального музея. Затем часть экспонатов оказалась в «Кутузовской избе» и в небольшом музейчике, открытом при станции Бородино. В 1903 году москвичи начали сбор средств для сооружения музея в Первопрестольной. Прошло пять лет, и на народную инициативу обратил высочайшее внимание государь Николай Александрович, повелевший создать Особый комитет по устройству «Военно‑исторического музея в память Отечественной войны 1812 года». Как разворачивались дальнейшие события, мы уже знаем из статьи Л. М. Карнишиной.
В начале нынешнего столетия было принято решение расположить музей в специально сооруженном двухуровневом павильоне, встроив его в пространство внутреннего дворика между стенами старого Монетного двора и бывшей Городской думы. В ХХ веке оба здания принадлежали Музею В. И. Ленина, а затем их передали Историческому музею. Вот этот‑то узкий двор и решили превратить в выставочное пространство. В результате возникло уникальное здание — сам павильон не касается ни стен XVIII века, ни стен века XIX. Он держится на мощных сваях‑опорах. На них же опирается и кровля нового музея. Этот эксклюзивный проект, на разработку которого ушло несколько лет, выполнен архитектурной мастерской под руководством П. Ю. Андреева. Экспозиционная площадь составляет около 2000 квадратных метров. Попасть в музей можно через центральный подъезд здания бывшей Городской думы.
Вспомним, выставка 1912 года располагалась в девяти залах Историчес­кого музея, каждый из которых был посвящен определенной теме (подробнее см. статью В. М. Хрусталева в № 9 «Московского журнала» за 2012 год). Концепция выставки разработана по хронологическому принципу и состоит из презентационной зоны и десяти тематических разделов. Она основана на создании «музейного образа» событий – нашествие французов и с ними «двунадесяти языков» на Россию. Здесь и предыстория противоборства России и Франции до 1812 года, сама Отечественная война и освобождение Европы из‑под власти Наполеона в 1813–1815 годы, не забыта особая тема «переживания войны» и памяти о ней. В этом уникальность новой экспозиции.
Помогают раскрыть идею выставки более 2000 экспонатов: раритетные карты и документы, предметы военного быта, уникальная коллекция нумизматики, униформа и вооружение противоборствующих сторон. Особый акцент: портретная галерея героев войны и противостояние двух императоров — Александра I и Наполеона Бонапарта. Логично вписался в экспозицию цикл живописных полотен художника В. В. Верещагина «1812 год», подаренных императором Николаем II создававшемуся сто лет назад музею.
Часть экспозиции отведена под предметы декоративно‑прикладного искусства, представлены также раритеты, неизменно вызывающие интерес посетителей (сани, в которых, по «музейному преданию», Наполеон бежал из‑под Березина; его же походная кровать, захваченная при отступлении французов, и даже воспетая в романе Л. Н. Толстого «дубина народной войны», занявшая свое место в одной из витрин, посвященных партизанскому движению).
Особенность нового выставочного пространства — внедрение в традиционную музейную экспозицию современных мультимедийных информационных систем, которые включают в себя интерактивные поля сражений, анимационные и иллюстрированные карты основных военных кампаний, зрелищные и познавательные видеоролики к каждому разделу. Благодаря установленным во всех залах экранам различной величины посетители могут проследить всю историю войны 1812 года. Экспозиция, составленная из реальных артефактов, дополнена и продублирована полноценной, но уже виртуальной информацией. Так, в разделе, посвященном изгнанию «Великой армии» из России, представлен уникальный мультимедийный проект — видеопроекция утраченной 120‑метровой живописной панорамы «Березина» (1895–1896) польских художников Ю. Фалата и В. Косака. А в завершение экспозиции посетителей ждет экран, где демонстрируется видеосюжет «Казаки в Париже».

Эфесы сабли и шпаги Наполеона.  Последняя была подарена им Александру I  в 1807 годуПоходная кровать Наполеона Бонапарта.  К спинке крепились карманы для донесений  и документов, с которыми император  мог ознакомиться сразу по пробужденииПо фризу серебряного ларца выбита надпись:  «Ковчег для хранения высочайших грамот,  жалованных московскому дворянству.  1817 года октября 12». Создан мастером  Михаэлем Пивером к 5-летнему юбилею  Отечественной войны 1812 годаМодель Вандомской колонны. Франция, 1880-е годы.  Была воздвигнута в честь победы французов в сражении под Аустерлицем  в 1805 году