Поиск

Пассеки: «граждане во дворянстве»

Пассеки: «граждане во дворянстве»

Пассеки: «граждане во дворянстве»


В указанной статье речь идет о русском историке Вадиме Васильевиче Пассеке. В бытность свою ректором Петербургского государственного университета путей сообщения (1989–1999) — первого в России инженерного транспортного учебного заведения — я собрал много сведений о выдающихся его выпускниках (с 1809 года), среди которых были и Пассеки. По прочтении статьи я, насколько мог, ознакомился с биографиями некоторых представителей этой старинной дворянской фамилии. Итак…

Родоначальник Пассеков Данила Иванович, выходец из Богемии (Чехии), принял российское подданство в XVII веке после присоединения к России Смоленска в результате русско-польской войны 1654–1667 годов. Его потомок — «смоленский шляхтич» Богдан Иванович Пассек (1702–1757) начал службу в Малороссийском генеральном войсковом суде, затем стал полковником украинско-слободских войск, дослужился до должности Белгородского вице-губернатора. Среди детей Богдана Ивановича — Софья, третья жена Антиоха Константиновича Кантемира (сына Константина Кантемира, правителя Молдавии), и Петр (1736–1804) — сенатор, губернатор Могилевского наместничества, генерал-губернатор Белорусского наместничества (1782–1796). Начало его блестящей служебной карьеры связано с активным участием в дворцовом перевороте 1762 года, следствием которого стало воцарение на русском престоле Екатерины II. Еще один сын — Василий — известен тем, что влюбился в свою кузину и тайно с ней обвенчался. Их отпрыск Василий Васильевич Пассек (1772–1831) — автор весьма интересных записок, опубликованных в «Русском Архиве» в 1863 году под названием «Отрывок жизни Василия Пассека, им самим сочиненный». Василий Васильевич одним из первых взобрался на стену во время штурма Измаила, за что получил чин майора. По распоряжению Павла I его вместе с семьей выслали в Тобольск, но при Александре I вернули из ссылки. Его дети — Вадим (именно о нем говорится в статье), Диомид (1808–1845, генерал-майор, герой Кавказской войны) и Василий (1816–1864, писатель) — увлекались этнографией, историей, обладали недюжинными литературными способностями.

Внук Вадима Васильевича Евгений Вячеславович Пассек (1860–1912) — профессор римского права, признанный классик российской цивилистики — одно время занимал пост ректора Юрьевского (Тартуского) университета. Примечательно, что он женился на родной сестре своего друга — русского писателя, литературного и театрального критика А. В. Амфитеатрова — Александре Валентиновне Амфитеатровой. Их дочь Мария Евгеньевна (1893–1975), филолог-классик, профессор, преподаватель и переводчик с древних языков, вышла замуж за правоведа Владимира Эммануиловича Грабаря, брата художника.

Западная часть Амурской железной дороги.Мост через реку Урка. Фотография 1910-х годовКак видим, среди Пассеков были военные, чиновники, писатели, этнографы, юристы, филологи… Я же остановлюсь здесь подробнее на жизни и деятельности основателя российской научной школы тоннелестроения профессоре Александре Николаевиче Пассеке (1886–1951).
Он родился в Тбилиси. Его отец, окончив Петербургский институт инженеров путей сообщения (ИИПС), много лет работал в Закавказье. Кстати, уже упоминавшийся выше герой Кавказской войны генерал-майор Диомид Васильевич Пассек тоже в свое время окончил это учебное заведение, диплом которого в 1905 году получил и Александр. Молодой инженер едет строить Амурскую железную дорогу. В 1917 году его как уже опытного специалиста переводят на строительство различных объектов Мурманской железной дороги.

С 1922 года началась научно-педагогическая деятельность А. Н. Пассека на Сухопутном факультете Петроградского ИИПС, где тогда еще преподавали его учителя. Благодаря стараниям и настойчивости Александра Николаевича в 1930 году в институте появилась первая в Советском Союзе кафедра «Тоннели», которую он и возглавил. Стал профессором (1934), доктором технических наук (1938). Интересно, что начальник Управления строительством Московского метрополитена подписал ходатайство о присуждении Пассеку докторской степени без защиты диссертации по совокупности заслуг и трудов.

Научная деятельность Александра Николаевича всегда была тесно связана с производством. В 1932–1939 годах он работал главным консультантом и экспертом Московского метрополитена по тоннелям. Сам выполнил проект шахтно-тоннельного варианта глубокого заложения линии «Сокольники»–«Охотный ряд». Неоднократно привлекался опять же в качестве консультанта и научного эксперта при строительстве гидроэлектростанций в Тифлисе, Кутаиси, Батуми. Удостоился ордена «Знак Почета».
Во время Великой Отечественной войны А. Н. Пассек, необоснованно, как выяснилось впоследствии, репрессированный, оказался в Абакане, но уже с июля 1945 года вновь принял заведование кафедрой «Тоннели» и оставался на этом посту до конца своей жизни. В последние годы он работал и в Комитете содействия строительству Ленинградского метрополитена.

Перу А. Н. Пассека принадлежат множество статей и книг по подводным и горным тоннелям. Среди последних — «Способы разработки тоннелей: австрийский, бельгийский, германский, английский и итальянский» (1923), «Тоннели горного типа» (1926, переиздана в 1930), «Подводные тоннели» (1933).
Александр Николаевич Пассек похоронен у церкви преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге. В 2006 году факультет «Мосты и тоннели» Петербургского государственного университета путей сообщения отметил 120-летие со дня его рождения.
Из Пассеков инженерами путей сообщения еще были: племянник Диомида Васильевича Николай Богданович (выпуск 1878 года); Александр Николаевич, сын Николая Богдановича, профессор ЛИИЖТа; Василий Николаевич (1891–1937), сын Николая Богдановича (выпуск 1917 года); Георгий Александрович (1913–1980), сын Александра Николаевича; Вадим Васильевич (родился в 1936 году), младший сын Василия Николаевича; Вячеслав Вадимович (родился в 1968 году), внук Василия Николаевича (окончил МИИТ в 1990-м). Кратко скажем о некоторых из них.

Василий Николаевич Пассек, брат Александра Николаевича, строил железные дороги на Кавказе, в Средней Азии (Турксиб), был главным инженером строительства крупного тоннеля во Владивостоке, помощником начальника службы пути Дальневосточной железной дороги. В 1937 году его арестовали и расстреляли.
Вадим Васильевич Пассек после окончания МИИТа (1959) трудился на строительстве железнодорожной линии Тайшет–Абакан и на укладке вторых путей Туркестано-Сибирской железной дороги. Получил второе высшее образование, окончив Московский государственный университет (специальность — прикладная математика). С 1966 года — во Всесоюзном НИИ транспортного строительства. Доктор технических наук (1998). Автор 50 изобретений и более 150 научных трудов, почетный транспортный строитель (2001), заслуженный изобретатель РФ (2002).
Георгий Александрович Пассек, кандидат технических наук, после окончания Московского института инженеров транспорта (1936) работал на строительстве железных дорог в Европейской части России и в Сибири; с 1955 года — научный сотрудник ЛИИЖТе.