Поиск

Перервинский институт глухонемых

Перервинский  институт глухонемых

Перервинский институт глухонемых


Раиса Александровна Кошеляевская, Зинаида Филипповна Тулинова,  Людмила Алексеевна Шеманина, Варвара Дмитриевна Жукова  с учениками начальных классов. 1958 годЭто уникальное в своем роде учебное заведение под разными названиями существовало в Москве с 1906 по 2000 год. В. Ф. Туманова (Тулинова) поступила сюда на работу в 1944 году. Сурдопедагогами, кстати, были и ее родители. Отец Филипп Васильевич Тулинов (1891–1975) учился у своего выдающегося коллеги Ф. А. Рау. По поручению Наркомпроса он занимался устройством школ для глухих детей в Бийске (1930), в селе Нижнем Жуковского района Калужской области (1932, современный адрес), в Серпухове (1939). С 1951 года до ухода на пенсию был педагогом в Перервинском институте глухонемых. Его жена, Мария Владимировна (1901–1969) — верный друг и соратник — в открываемых мужем школах работала учителем, завучем, помогала и в других делах. В семье родилось трое сыновей и две дочери — Валентина и Зинаида (умерла в 1999 году), также ставших сурдопедагогами.
…Когда завуч Клавдия Михайловна Миронова вошла с В. Ф. Тумановой в класс, чтобы представить ее ученикам, те подумали, что к ним поступила новенькая: учительница была худенькая, слабенькая после недавно перенесенной болезни и выглядела моложе воспитанников‑переростков. Этот свой первый в педагогической жизни класс — 10‑й, где она стала классным руководителем, Валентина Филипповна запомнила на всю жизнь.
Приближалась зима. Здание института ота­п­ливалось углем, а кухня — дровами, и их требовалось заготовить и привезти. В лес отправили самых старших десятиклассников и двух педагогов. Валентина Филипповна до сих пор вспоминает эту заготовку дров с замиранием сердца. Ребята, естественно, не слышали, как трещат готовые упасть деревья, им бесполезно было кричать, и пришлось учителям бегать по всей территории, предупреждая их об опасности.
При институте имелся сад, огород и ферма, где выращивали кроликов. Глухонемых школьников обучали ведению сельскохозяйственных работ. Под руководством преподавателя биологии Ильи Петровича Малинина они наблюдали за ростом растений и все фазы развития фиксировали в гербарии. Кружок юных натуралистов сделал прекрасный альбом местной флоры. Работали в летние каникулы под наблюдением опытных учителей и врачей. При умелом сочетании труда и отдыха воспитанники сами обеспечивали себя на зиму овощами, фруктами и другим продовольствием. Тогда считалось неправильным отпускать детей домой на все время каникул: вне школы они могли потерять с таким трудом приобретенные навыки общения устной речью.
Спортивный кружок в часы досуга организовывал спортивные игры, купание в Москве‑реке. Физкультурный отдел Московского клуба глухонемых взял шефство над Перервинским институтом, его методисты обучали массовиков из числа воспитанников, развернули работу по сдаче норм на значок ГТО. Институт не остался в долгу: выделил педагога для обучения взрослых глухонемых, зимой помог организовать лыжную базу в Перерве, снабжал буфет клуба продуктами из институтского сада.
Хорошо поставленная физкультурная работа приносила свои плоды. Некоторые воспитанники с успехом выступали не только на областных, но и международных соревнованиях. Так, Алла Савинцова на состязаниях по легкой атлетике на приз газеты «В едином строю» (1979) заняла первое место. В институте были свои хоккейные команды. На первенстве города Люблино по хоккею выступали юноши и девушки. Учитель физкультуры Василий Васильевич Милов, глухонемой, сумел создать дружную волейбольную команду, побеждавшую на турнирах разного уровня.

Бывший Перервинский институт глухонемых.  Фотография Т.А. Ильинской 2012 год

Галина Лазаревна Зайцева занималась со старшими школьниками альпинизмом. Летом ездили на Кавказ, где принимали участие в соревнованиях, проводимых Московским областным комитетом по туризму. Часто отправлялись в пешие походы по Подмосковью.
Имелся в институте и драмкружок, который вела преподаватель литературы К. М. Миронова. Трое ее подопечных окончили Щукинское театральное училище; Зинаида Соляник стала режиссером Театра мимики и жеста.
Ребята принимали участие во всех общественных мероприятиях, проводимых в городе Люблино. Особенно запомнился Валентине Филипповне комсорг Иван Данилин. Когда он выступал на комсомольских конференциях в клубе имени III Интернационала, мало кто мог догадаться, что это — глухой, настолько правильно и грамотно звучала его речь.
Основная задача подобных учебных заведений — подготовка глухонемых к активной полноценной жизни. Институт в Перерве был рассчитан на обучение глухонемых детей в объеме нормальной начальной школы в течение 7–8 лет и неполной средней школы — в течение 10 лет. Учили здесь и слесарному, столярному, швейному делу. Ежегодно выпускали 20–25 человек, способных трудиться на производстве. Столярное дело преподавал Михаил Федорович Комягин. Ученики называли его Миша. Он не имел высшего образования, но был педагог милостью Божией. На выставках детского творчества столярные работы глухонемых школьников из Перервинского института неизменно вызывали восхищение. В начале 1970‑х годов Валентину Филипповну пригласил в гости бывший ученик. В его новой квартире она увидела очень красивую мебельную стенку. Оказалось, стенка и другая мебель сделана руками хозяина: «Меня же Миша учил!»
Ребята, окончившие десять классов, шли в машиностроительный техникум имени Ф. Э. Дзержинского. После техникума, кто мог, поступали в вузы. Некоторые окончили МВТУ имени Н. Э. Баумана.
Валентина Филипповна рассказала и о другом ученике, теперь проживающем во Франции. Он изучил мимику французов и прекрасно говорит на французском языке, окончил в Париже полиграфический институт.
Работа сурдопедагогов требует от них полной самоотдачи. Научить глухонемого ребенка говорить, читать с губ — дело очень непростое. Но и радость, испытываемая учителем, когда он видит своего воспитанника полноценным членом общества, велика. В Перервинском институте всегда работали подвижники. В 1919–1920 годах после периода разрухи его восстановил и возобновил здесь учебный процесс профессор Московского педагогического института Николай Михайлович Лаговский. В 1920–1934 годах в институте трудился Александр Алексеевич Купленский, вместе со своим коллегой Сергеем Сергеевичем Татьяненко отдавая все силы делу обучения глухонемых подростков, многие из которых относились к категории умственно отсталых и трудновоспитуемых. С. С. Татьяненко руководил еще и институтским музыкальным кружком. Он создал методические пособия для преподавания в школах для глухонемых детей.
Грамотные, любящие свое дело педагоги Л. В. Николаева и Т. М. Захарова написали учебник для глухих детей по анатомии — «Тело человека». За беззаветный 50‑летний труд на этом нелегком поприще орденов Ленина удостоились биолог Л. П. Малинин, учительница начальных классов Н. М. Малинина, учитель младших классов А. М. Соловьев, трудовик Е. И. Соловьева.
Высокие показатели в обучении глухонемых детей были бы невозможны без методической помощи, оказывавшейся институту профессорами МГПИ имени В. И. Ленина Ф. А. Рау, его сыном Ф. Ф. Рау, С. А. Зыковым и другими.
Перервинский институт являлся базовой школой для факультета дефектологии МГПИ. Иные методики, успешно опробованные в институте, потом распространялись по всем советским школам для глухонемых детей. Многие студенты МГПИ проходили практику в Перерве; некоторые из них работали здесь педагогами и, набравшись опыта, защищали кандидатские и докторские диссертации. Добрыми словами вспоминали в институте учительницу русского языка, доктора педагогических наук Г. Л. Зайцеву, кандидатов педагогических наук Л. А. Новоселова, Л. В. Николаеву, Э. И. Леонгарда.
Большое внимание уделялось общему культурному развитию воспитанников. В сопровождении педагогов выпускные классы посещали города‑герои, совершали экскурсии по Подмосковью, ездили в театр и в цирк. Детям особенно нравилось смотреть балет — язык балета им был близок и понятен.
В Московской области для глухонемых детей имелись пионерские лагеря. В один из них, находившийся около Голутвина, детей доставляли на теплоходе от перервинской пристани.
Валентина Филипповна Туманова проработала в Перервинском институте глухонемых (с 1961 года, когда город Люблино вошел в состав Москвы, — Люблинская школа для глухих) 56 лет. Преподавала географию, математику; неоднократно удостаивалась правительственных наград.
В 2000 году начался капитальный ремонт здания. Детей распределили по другим школам. Молодым педагогам пришлось искать новое место, учителя старшего поколения ушли на заслуженный отдых. Шесть лет не дожил институт до своего столетнего юбилея…
Совершим небольшой экскурс в историю.
31 октября 1906 года при Николо-Перер­винском монастыре, неподалеку от него, было открыто училище для глухонемых. Еще двумя годами ранее настоятель обители архимандрит Викентий в своем ходатайстве о постройке каменного корпуса для размещения в нем раненых в Русско-Японской войне воинов писал, что впоследствии в этом корпусе может расположиться училище для глухонемых или какое‑нибудь другое благотворительное заведение. Здание возводилось по проекту архитектора П. А. Виноградова на средства Перервинского монастыря. Капитал на содержание училища также выделил монастырь.
При советской власти Перервинский институт глухонемых (когда он стал институтом? как назывался первоначально?) вошел в систему народного образования, и уже государство взяло на себя попечение о глухонемых детях.
В настоящее время здание и территорию института занимает Академия социального управления.

Подготовила
Татьяна Андреевна Ильинская

Фотографии, кроме оговоренных,
из архива В. Ф. Тумановой

 

 

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию