Поиск

Депедри в России

Депедри в России

Депедри в России


«Расположенная на холмистых местах или буграх, <…> усеянных множеством церквей, мечетей, зданий и башен, с нагорной стороны реки Волги <…> она представляется любопытному взору путешественника городом обширным и красивым, окруженным пространными виноградными и фруктовыми садами с их ветряными поливальными мельницами, а обширная пристань от устья Кутума до реки Царевки с необъятным количеством морских и речных судов говорит ясно о ее изобилии и важности в торговом и промышленном отношении», — так описывалась Астрахань в 1841 году1.
Красоту и своеобразие придавали Астрахани не только ее местоположение, но и архитектура. Особенно активно город планировался и строился на рубеже XVIII–XIX веков, когда появились здание городского училища, полицейский дом, обширный комплекс Управления калмыцким народом. Одним из строителей Астрахани был обрусевший итальянец Карл Львович Депедри (де Пед­ри. 1795 — после 1850), творчество которого мало изучено. Наряду с другим итальянцем — А. П. Дигби — он внес в застройку городского центра ощутимую классицистическую составляющую.
Рассказ о «русских» Депедри надо начать с эпохи Екатерины II. 24 февраля 1784 года итальянец де Педри договорился за 70 рублей провести «фальшиво‑мраморные работы» в Гатчинском дворце. Счет, поданный в конце следующего года, называет имя мастера — Иоганн, или, по‑итальянски, Джованни. Он вместе с Антоном Бергенером получил 58 рублей за доделку в Мраморном дворце
«в мраморном зале на стенах <…> разных лепных украшений». «За устройство порфировой печи» на половине князя Г. А. Потемкина в Зимнем дворце ему в 1789 году по требованию Дж. Кваренги было выдано 80 рублей. Судя по всему, Депедри работал в столице как вольный мастер и в придворном ведомстве не служил2.
С придворным архитектором Кваренги мраморных дел мастер Де Педрино (уменьшительная форма от Депедри) сотрудничал и в Царском Селе — «за убирание подделанным мрамором 4 стен цвета персика станели (светло‑серого. — В. А.)» в Большом зале верхнего этажа Холодной бани ему заплатили крупную сумму — 6000 рублей. Неизвестно, куда и почему в 1790‑х годах исчез этот мастер. Во всяком случае, в Петербурге с тех пор имя Депедри больше не встречается, зато оно появляется в Москве3.

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию