Поиск
  • 21.06.2017
  • Архив
  • Автор Елена Викторовна Харитонова

«Как эхо дней давно минувших…»

«Как эхо дней  давно минувших…»

«Как эхо дней давно минувших…»


Любительская фотография в России получила широкое распространение в конце XIX — начале XX века. Многие представители образованной части российского общества в качестве хобби выбирали занятие фотосъемкой, благодаря чему формировались семейные фотоархивы, часть которых сохранилась до наших дней. Среди многочисленных черно‑белых изображений вековой давнос­ти иногда можно встретить и выполненные в цвете — уникальные свидетельства первых шагов цветной «светописи».
Лев Владимирович Рейнберг (1878–1964) родился в Петербурге в дворянской семье. Увлекался музыкой, пением, фотографированием. Окончив Петербургский институт инженеров путей сообщения, работал на строительстве дорожных сооружений в Воронеже, Архангельске, Новгороде, затем служил в Министерстве путей сообщения. В 1902 году он женился на Ольге Никодимовне Лиссопацкой — дочери известного петербургского архитектора1. В этом браке родилось трое детей: Юрий, Дмитрий и Галина2.
Фотография была, пожалуй, главной страстью Льва Владимировича. Среди десятков фотоснимков, выполненных им, есть двадцать семь кадров, заслуживающих особого внимания: цветные позитивы на автохромных пластинках3 размером 100х150 миллиметров, датируемые 1911–1915 годами. В России автохромной фотографией занимались такие мастера, как Н. Петров и К. Солодовников. Но основными потребителями пластинок «Авто­хром» являлись фотолюбители.
По сюжетам снимки можно разделить на три группы: изображения членов семьи и знакомых Л. В. Рейберга, пейзажи, натюрморты. Обширна география съемок: Крым, Новгородская и Эстляндская губернии, Петербург. По‑видимому, фотоаппарат сопровождал Льва Владимировича во всех поездках. Величественные природные виды Крыма и Эстляндии, полные очарования портреты жены и детей фотографа говорят о его незаурядном мастерстве.
Мы, к сожалению, очень мало знаем о Л. В. Рейнберге. Возможно, он посещал курсы практической фотографии, организованные при Императорском русском техническом обществе, где преподавал один из основоположников цветной фотографии С. М. Прокудин-Горский; возможно, осваивал цветную фотосъемку, пользуясь статьями, публиковавшимися на страницах журнала «Фотолюбитель» в 1906–1909 годах. Да это и не столь важно. Главное — уникальные изображения, предлагаемые вниманию читателей «Московского журнала», сохранились до наших дней и несмотря на некоторые недостатки в цветопередаче, обусловленные тогдашним уровнем развития фотографии, не утратили четкости, яркости и сочности. Необходимо также подчеркнуть, что они большую часть времени хранились в домашних условиях и ни разу не подвергались реставрации.
1Лиссапацкий (Лиссопадский) Никодим Венцеславович (1833–1908) — академик архитектуры (1859). Начинал свою профессиональную деятельность в качестве архитектора Сызранской удельной конторы. В конце 1860 – 1870‑х гг. принимал участие в строительстве и реконструкции ряда зданий в Санкт-Петербурге и его пригородах.
2Галина Львовна Эльзенгер (урожденная Рейнберг) в 1991 г. передала фотодокументы семейного архива на государственное
хранение.
3Автохром — способ цветной фотографии, запатентованный братьями Люмьер в 1903 г. Первоначально снимки этим способом выполнялись на стекле.

 

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию