Поиск
  • 21.06.2017
  • Светильники веры
  • Автор Любовь Николаевна Викторова, Евгения Николаевна Викторова

«Я услышу вас…»

«Я услышу вас…»

«Я услышу вас...»


Протоиерей Валентин Амфитеатров. Фотография 1880-х годовФамилия Амфитеатровых дала Русской Православной Церкви целый ряд выдающихся священнослужителей и тружеников на ниве духовного просвещения. Она известна прежде всего благодаря святителю Филарету (1779–1857), митрополиту Киевскому и Галицкому. В последующих поколениях оставили о себе память его племянники: Яков Косьмич Амфитеатров — профессор Киевской духовной академии, Яков Гаврилович Амфитеатров — будущий архиепископ Казанский и Свияжский Антоний, Егор Васильевич Амфитеатров — профессор Московской духовной академии1. Назовем еще архиепископа Полтавского и Переяславского Иоанна, епископа Томского Виталия — также родственников святителя Филарета, принявших монашество по его духовному совету. Достойным представителем династии Амфитеатровых-священнослужителей был и протоиерей Валентин Амфитеатров.

Он родился в селе Высоком Кромского уезда Орловской губернии в семье протоиерея Николая Амфитеатрова, приходившегося племянником вышеупомянутому митрополиту Киевскому и Галицкому Филарету. Мать Валентина также была из священнического рода. В селе стоял храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, где служили несколько поколений Амфитеатровых. Отрочество и юность Валентина Николаевича прошли в бедности. Как сам он вспоминал: «Я учился с сальным огарком и нуждался часто в самом необходимом». В 1847 году мальчика отдали в Орловскую духовную семинарию, через шесть лет он был переведен в Киевскую. В 1854 году Валентин Николаевич поступает в Московскую духовную академию и после ее окончания в 1858 году назначается инспектором и учителем Калужского духовного училища, а через год — учителем истории и греческого языка Калужской духовной семинарии. Здесь он подружился со своим учеником — сыном священника Александром Чупровым. Одна из сестер Александра, Елизавета, стала супругой Валентина Николаевича. Бракосочетание состоялось 17 июля 1860 года. 14 сентября того же года Валентин Амфитеатров был рукоположен архиепископом Тульским Алексием (Ржаницыным) во диакона, а на следующий день — во иерея.

Служение отца Валентина началось в храме Благовещения Пресвятой Богородицы, и вся его последующая пастырская деятельность проходила под сенью чудотворных икон Божией Матери, которую он особо чтил.

Вскоре молодого священника перевели в кафедральный собор города Лихвина Тульской губернии (с 1944 года — город Чекалин Тульской области). Затем некоторое время он был смотрителем духовного училища в городе Мещовске Калужской губернии. Неоднократно удостаивался благодарностей и наград, а в 1866 году епископ Калужский Григорий (Миткевич) возвел его в сан протоиерея.
В 1874 году протоиерея Валентина Амфитеатрова назначили настоятелем московского храма святых равноапостольных Константина и Елены, расположенного на территории Кремля в Тайницком саду. На протяжении восемнадцати лет отец Валентин ежедневно служил литургию один, без диакона. Далее совершалось моление с акафистом перед чудотворным образом Божией Матери «Нечаянная Радость», а затем панихида. Батюшка прочитывал сотни записок о болящих, скорбящих, озлобленных, о упокоении умерших, и когда произносил имена, чувствовалось, что он горячо молится за каждого человека. Служба, начинавшаяся в девятом часу утра, заканчивалась далеко за полдень. После этого множество людей всех возрастов, сословий и званий еще подходили к пастырю за советом, помощью.
В 1880 году отец Валентин овдовел. Заботу о четверых его детях взяла на себя сестра покойной матушки Мария Ивановна Чупрова.
Валентин Николаевич Амфитеатров был широко образованным человеком: в совершенстве знал около десяти иностранных языков, писал труды по истории богословия, составлял проповеди, толкования и поучения. Из всего этого увидела свет лишь незначительная часть. Посмертно было опубликовано несколько сборников проповедей и вторая часть «Очерков из библейской истории Ветхого Завета» (первая часть вышла при жизни автора). Дальнейшим публикациям помешала революция; оставшиеся у дочерей рукописи погибли во время пожара в 1970 году.

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию.