Поиск

В Ширковом погосте…

В Ширковом погосте…

В Ширковом погосте…


 П. Д. Барановский (в центре)  с участниками экспедиции в Ширково.  Фотография 1930 года из книги:  Петр Барановский. Труды,  воспоминания современников (М., 1996)Деревня Ширково (Ширков погост) находится на возвышенном берегу озера Вселуг. В ней рядышком стоят две церкви — уникальной ярусной архитектуры деревянная (XVII век) и каменная XIX века, обе в честь Рождества Иоанна Предтечи. Подобное практически нигде больше не встречается: ведь обычно, когда старый храм ветшал или уже не вмещал прихожан, его разбирали и на том же месте строили новый…
В 1673 году по России путешествовал шведский инженер, говорят, и шпион Эрик Пальмквист. В дороге он зарисовывал панорамы городов, крепости, облик и костюмы русских людей. На одном из его рисунков, сделанном в Торжке, деревянная церковь, поразительно схожая с церковью из Ширкова. Изображение такой же церкви есть на двух иконах XVII века с видом Нило-Столобенской пустыни, хранящихся в Третьяковской галерее. Ныне ширковская церковь Рождества Иоанна Предтечи — последняя из очень редких на Руси деревянных храмов с ярусным покрытием.
В «Истории русского искусства» И. Э. Грабаря читаем: «Кроме высоких шатровых храмов, известен и другой тип церквей‑башен, где постепенно уменьшающиеся в своих размерах срубы ставились один на другой в несколько ярусов. Относительно времени появления первых церквей этого типа нельзя сказать ничего определенного, но известно, что в конце XVI века (в 1595 году) в Ниловой Столобенской пустыни была построена ярусная церковь. <…> Это было высокое здание, состоявшее из трех поставленных один на другой срубов, покрытых восьмискатными крышами, наподобие тех, какими с XIV века покрывались каменные храмы Новгорода и Пскова. Верхний сруб этой церкви был увенчан главой на круглой шее; с востока и запада к средней части церкви примыкали обычные прирубы алтаря и притвора (или даже трапезной). Возможно, что это был местный тип храма».
Предание гласит, что в давние времена торговые люди шли по тракту из Новгорода и несли с собой две иконы Иоанна Предтечи. Остановились на высоком берегу на отдых, а когда собрались продолжить путь, не смогли поднять иконы и оставили их под огромным валуном. Впоследствии два брата Ширковы во искупление какого‑то своего греха построили на этом месте церковь. Использовались ими бревна внушительной толщины — до 70 см в диаметре. Основанием служили огромные валуны. Высота церкви — около 45 метров. Годом постройки считается 1697‑й (по данным клировых ведомостей — 1694‑й).
По поводу же существования в погосте двух церквей здесь так и говорят: несли‑то новгородцы две иконы…
В 1930 году в Волговерховье отправилась экспедиция под руководством П. Д. Барановского. Производили обследование, обмер и фотофиксацию церквей Новосоловецкой пустыни, Осташкова, Троицкого Селижарова монастыря и деревянного ширковского храма. Много позже, в 1978 году, Петр Дмит­риевич рассказал о нем писателю В. А. Чивилихину:
«<…> — На селигерском Столобенском острове стоял храм без крыши в обычном понимании, без куполов и шатра, без «бочек» и «лемеха»! Другой храм этого типа, как я предполагаю, был некогда в Торжке, а третий пока существует в реальности, если не сгорел или не сгнил, я там давно не был.
— Где? — встрепенулся я.
— На озере Вселуг, в Ширковом погосте… Последний и единственный памятник неповторимого тверского архитектурного, можно сказать, стиля XVII века! Когда я его обмерял в 1930 году, он уже был в полуразрушенном состоянии. Ему скоро триста лет. <…> Необычная, простая на первый взгляд, но на самом деле очень сложная конструкция его покрытия надежно защищала основное здание — дожди и снега скатывались, как с гусиных крыльев. Разъять крышу на двадцать четыре крыла, вынести всю ее площадь наружу и разместить по вертикали мог только гениальный зодчий и строитель! <…> И самое поразительное — сооружению невиданной конструкции была придана красота, гармония. <…> Как я горюю, что уже никогда больше не увижу это диво дивное… <…> Как это чудо уцелело — не знаю и не понимаю!..Такая там жалкая деревенька на отшибе, такой бедный приход…
— Может, памятник сохранился именно потому, что стоял на отшибе? — предположил я. <…>
— Все может быть».
Церкви Ширкова погоста на озере Вселуг.  Фотография 2012 года

Другой исследователь этого памятника — архитектор А. В. Ополовников, автор проекта его реставрации — писал: «Первые этажи Иоанно-Предтеченской церкви трактованы живописно, насыщены игрой светотени и благодаря мощному выносу бревенчатых консолей, поддерживающих галерею, производят впечатление чрезвычайно конструктивной напряженности. Горизонтальные членения галерей подчеркивают редкую по силе устремленность ввысь последующих ярусов <…> Контрастность эта, видимо, не случайна. Вызываемый ею зрительный эффект строго рассчитан».
Реконструкции церковь подвергалась не раз. В 1830–1840‑х годах к западной ее стене пристроили колокольню, унич­тожив крыльцо. В 1882 году фасад обшили тесом, а кровлю покрыли железом. В 1960‑м постановлением Совета Министров РСФСР она была взята под охрану, но лишь спустя много лет, когда районный совет народных депутатов принял решение «Об утверждении охранных зон ансамбля Ширкова погоста», началась реставрация. В 1974–1977 годах снесли колокольню, искажавшую изначальную стройность силуэта; на ее месте вновь появилось крыльцо. Разобрали и тесовую обшивку. В 1980‑х и в начале 2000‑х годов церковь подновляли. Ныне она не действующая и существует только в качестве памятника.

Священник Симеон Ильинский  у своего дома в Ширкове.  Фотография начала 1890-х годов

Интерьер церкви совсем не соответствует ее внешнему виду. Войдя внутрь, останавливаешься от неожиданности. Стремительный ритм уходящих в небо ярусов остается снаружи. Здесь же видишь невысокий плоский потолок, набранный «в елку», и небольшие оконца, почти не дающие света. Объяснение простое: в условиях холодных продолжительных зим более просторное помещение было бы трудно отопить.
Строительство новой каменной церкви в Ширкове связано с именем священника Илии Семеновича Ильинского. Его отец, также священник Симеон Гаврилович Ильинский, был назначен на ширковский приход в 1879 году. В январе 1887‑го по предложению Археологической комиссии Академии художеств он составляет подробную «метрику» своей церкви — единственное дошедшее до нас описание того времени. Наружные стены были окрашены белилами, поэтому церковь называлась в народе «белой». Внутри на красном фоне — изображения «недавнего писания»: святой благоверный князь Александр Нев­ский, «при нем корона», «Убиение святого Великого князя Михаила Тверского», святой благоверный князь Глеб «в короне», великомученица Варвара «в короне и костюмах царских». На потолке — Троица «русского письма». Иконостас «старого устройства, деревянный, резной с колоннами, четыре яруса в двенадцать рядов». В нем иконы «старого византийского письма». В храме также находились два образа Иоанна Предтечи, Спаса Нерукотворного и святителя Николая чудотворца на холсте.
В 1894 году отец Симеон скончался. Настоятелем стал его сын.

 

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию