restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır

Поиск

СВЕНСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ ?У ГРАДА БРЯНСКА?

СВЕНСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ ?У ГРАДА БРЯНСКА?

СВЕНСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ ?У ГРАДА БРЯНСКА?


Древнее предание рассказывает об ослепшем в 1288 году черниговском
князе Романе Михайловиче, находившемся тогда в Брянске. Зная о прославленной
многими чудесами иконе Печерской Божией Матери, он послал гонца в Киево-Печерский
монастырь с просьбой прислать образ «на исцеление». «Архимандрит же
сотвориша съвет з братиею и не оставиша прошение княже. И отпусти чудотворный
образ и послаша священника своего с посланным и поплы в ладиях рекою
Десною к горе ко граду Брянску И сташа ладия на едином месте среди
реки Десны, гребцы не могуще згрести ни вгоре, ни вниз. Посланный же
рече: обляжемо нощь сию зде в Свини реце, ладия же поидоша с места и
присташа ко брегу на десной стороне, и пребыша нощь ту. На утрие же
восташа и поидоша на ладию, восхоте помолитися Пречистои чудотворнои
идти в путь свои. И не обретоша образа Пречистои на ладии И преехав
за Десну реку против Свини реки и поидоша по горам. И обретоша Пречистые
чудотворной образ стояща на дубе высоце между ветви. Они же не смеша
коснутися снятию. И послаша вестника к великому князю Роману Михаиловичю
исповедати бывшее чюдо Пречистые Богородицы чудотворные. Вестник же
пришед возвести великому князю Князь великий же, услышав от вестника
таковое чюдо, скоро въспрянув с одра своего с радостию великою и пролияша
слезы и повеле вскоре звонити». Князь с епископом, духовенством и горожанами
направляется на Свинь. Роман Михайлович усердно молится о прозрении.
«И в тои час прозреша князь великии Роман Михаилович, но и паче яснейшаи
первых очес, и повеле епископу и архимандритом, игуменом и всему причту
церковному сняти з древа образ Пречистые чудотворны и приложишася и
целова Пречистые чудотворны образ и нача молебны пети. По отпетии же
нача сам князь великий Роман Михаилович своима рукама на храм Божии
Пречистои бревна рубити и всем людем повеле такожде. И совершив храм
вскоре во имя Пречистые Владычицы нашея Богородицы, честнаго и славнаго
ея Успения И огради манастырь, и поставиша игумена, и повеле братию
собирати, и дав довольно злата и сребра на созидание манастыря». Есть
в сказании и известие о том, что князь «чудотворную икону украсив облажи
златом единым и сребром».
Не был, конечно, Роман Михайлович Великим князем, но в указанное время
он действительно княжил в Брянске, где жили и черниговские епископы.
Цитируемый текст может служить прекрасным образцом поэтического осмысления
памяти о чуде и о связанном с ним основании Свенской обители, начальные
столетия существования которой остаются белым пятном в ее истории, прослеживаемой
лишь со второй половины XVI века1.
К счастью, сохранилась икона, доставленная в 1288 году из Киева «ко
граду Брянску»: восседающая на престоле Богородица с младенцем на руках
в предстоянии преподобных Антония и Феодосия Печерских. Она представляет
выполненный незадолго до указанного времени список Печерского ктиторского
портрета, включавшего в композицию образ Богоматери, принесенный из
Константинополя в 1073 году. Надо заметить, что в самой Киево-Печерской
лавре данная иконографическая схема впоследствии подверглась изменениям,
о чем свидетельствуют гравюры XVII века. Печерско-Свенская чудотворная
икона Божией Матери находилась в монастыре до 1925 года, когда была
вывезена в Москву и раскрыта Г. О. Чириковым и В. О. Кириковым. Ходили
слухи о фрагментах золотого оклада времени Ивана Грозного, якобы уцелевших
на иконной доске, но в современном описании иконы о них ничего не говорится2.
Археологическое изучение территории Свенского монастыря могло бы установить,
действительно ли до 1560-х годов он оставался деревянным. К сожалению,
после «бульдозерных раскопок» 1999 года ответ на этот далеко не праздный
вопрос вряд ли будет получен. Так или иначе, вряд ли деревянные постройки
Свенского монастыря, возведенные в конце XIII века, могли просуществовать
до времени превращения обители в великолепный архитектурный ансамбль.
Последнему, скорее всего, предшествовало несколько этапов. Судя по тому,
что в 1565 году Иван Федорович Мстиславский пожертвовал монастырю железные
двери художественной работы, там уже тогда велись подготовительные работы
по сооружению каменного храма, осуществлявшиеся артелью тверского зодчего
Гавриила Дмитриевича Макова, по заказу и на средства Ивана Грозного
заложившего в 1566 году большой крестово-купольный пятиглавый Успенский
собор. Но поставленное на откосе здание уже на следующий год частично
обрушилось. Храм был завершен лишь в 1578 году. Он имел тесовую кровлю
и три деревянные паперти. Не совсем понятно, как надо понимать помещенную
под тем же 1578 годом запись: «Царь Иоанн Васильевич повеле каменныя
церкви в монастыре созидати. И как создали церковь, в то время каменные
своды упали. Игумен же Мартиниан с братиею и со всеми людьми чудодействием
Пресвятыя Богородицы невредим из оной изыде».
По преданию, при Иване Грозном в монастыре появились также каменный
храм во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских и столпообразная
колокольня. Храм — небольшой, одноглавый, на подклете, с примыкающей
обширной одностолпной трапезной — неоднократно перестраивался3. В настоящее
время от него остались подклет и часть стен. Колокольня в XVII веке
приобрела шатровую форму, объединив массивный десятигранник и более
легкий суженный восьмерик, звон которого увенчан шатром со слухами и
маленькой главкой; прежде два яруса нижней части завершались звоном
с часами и пирамидой кокошников с главкой4. Сегодня колокольню можно
видеть лишь на старом снимке.
После успешной войны Ивана III с Литвой в 1500-1503 годах большая часть
Брянщины вошла в состав Московского государства в качестве порубежной,
сторожевой области, что принесло Свенскому монастырю немало бед. В 1583
году его разграбил и разорил витебский воевода Пац, в 1607-м — отряды
Лжедмитрия, в 1664-м — крымские татары. После объединения Украины с
Россией Киево-Печерская лавра просила царя Алексея Михайловича приписать
к ней несколько русских монастырей, включая и Свенский, чтобы иметь
«пристанище» на случай военных действий, и 10 марта 1681 года ходатайство
было удовлетворено. Вместо уволенного от управления монастырем архимандрита
Никона прислали из лавры наместником Иоанна Максимовича, находившегося
в этой должности до назначения его в 1696 году архимандритом Елецкого
Успенского монастыря в Чернигове. Через год он стал архиепископом, с
1712 по 1715 год являлся митрополитом Тобольским; в 1916 году причислен
к лику святых.
Иоанн Максимович оставил заметный след в истории Свенского монастыря.
При нем была составлена подробная опись состояния монастырских построек.
Так, Успенский храм с приделом Усекновения главы Иоанна Предтечи находился
в полуразрушенном состоянии, хотя и простоял до 1744 года. В обители
имелось 29 келий, больница, разнообразные службы, «ограда деревянная;
половина ея крыта тесом, а другая половина забрана забором со столбами».
Надвратный ярусный храм Сретения Господня начали строить из кирпича
на бутовом фундаменте в 1679 году. В описи она числится как уже существующая,
однако в документах 1690 года почему-то снова идет речь об ее строительстве.
«Колокольня была каменная жь, на которой глава и кровля обгорелыя. На
колокольне были девять колоколов больших и малых; а десятый колокол
висел на земле на козлах в 200 пудов; и часы большие боевые железные
без перечасья». После того как колокольню надстроили, в ней появились
три помещения, назначение которых так и осталось загадкой для исследователей.
Над Святыми вратами возвышается прямоугольный объем церкви со слабо
выраженными тремя алтарными апсидами. Композиционно постройка близка
украинским деревянным храмам, но декор фасадов характерен для московского
зодчества5.
В 1749-1758 годах в монастыре был сооружен еще один доныне уцелевший
надвратный храм типа восьмерик на четверике — церковь Спаса Преображения
с гульбищем6. К середине XVIII века относится и кирпичная монастырская
стена с шестью восьмигранными башнями, заменившая отжившую свой век
деревянную.
Рядом с Успенским собором находилась историческая достопримечательность
— небольшой каменный домик, в котором Петр I останавливался во время
посещений обители. По преданию, именно отсюда он отправился под Полтаву.
Домик долго оберегали, пока в 1920 году в монастыре не организовали
Свенскую детскую колонию. В декабре 1924 года московская комиссия по
обследованию архитектурного ансамбля отмечала плачевное состояние домика
Петра. Скоро его окончательно разрушили.
Если главной святыней Свенского монастыря являлась чудотворная икона
Богоматери Печерской-Свенской, то основной архитектурной достопримечательностью
был возведенный в середине XVIII века Успенский собор. Ему предшествовал
старый, уже упомянутый, возобновленный в 1715 году по ходатайству наместника
Модеста Ильницкого, писавшего в 1712 году, что «в Новопечерском Свенском
монастыре церковь Божия во имя Успения Пресвятыя Богородицы, каменная,
построена была в древних летах и за великою ветхостью разобрана, потому
что служить в ней стало невозможно — расселины великие, и из свода падали
кирпичи». К 1742 году храм вновь обветшал. Последовала новая челобитная,
на сей раз императрице Елизавете Петровне. Указом от 3 апреля 1748 года
на строительство были пожалованы шесть тысяч рублей. Проект и смету
составил строивший в то время в Киеве архитектор И. Ф. Мичурин. Проект
Мичурина повторял как размеры, так и общую идею собора Донского монастыря
в Москве. Однако возведенный в 1749-1758 годах Успенский собор Свенского
монастыря представляет совершенно оригинальное сооружение в стиле барокко:
пятиглавый, четырехстолпный, центрический, без апсид, крестообразный
в плане, с обособленными угловыми частями, с главным входом в закругленном
выступе, украшенном колонным портиком. «Необыкновенное впечатление производила
внутренность собора, залитого светом, лившимся из огромных окон, главного
купола и световых глав. Прекрасна была обработка хоров при помощи гигантского
деревянного декоративного панно, искусно вырезанного большим скульптором-самородком.
Панно изображало кита, извергающего из своего чрева пророка Иону. Народная
фантазия подсказала автору сочетание реализма и фантастики, полностью
отвечающее библейскому сказанию»7.
Собор, имевший приделы во имя святых Захарии и Елисаветы и апостола
Петра и Павла, был освящен в 1758 году и долго служил украшением обители,
находившейся в цветущем состоянии, пока в 1764 году у нее не отобрали
вотчины и угодья, записав по штату в 3-й класс. В 1786 году монастырь
отчислили от лавры и передали Севской епархии. От пожаров 1824 и 1826
годов он существенно пострадал, но вскоре был отстроен и в 1847 году
возведен на степень архимандрии. Собор в 1920-х годах разорили, а в
1928 году взорвали. От взрыва пострадали также соседние церковь Антония
и Феодосия и колокольня.
Главным украшением интерьера собора являлся «величественный семиярусный
иконостас XVII века с крупными резными фигурами вверху, перенесенныйЕ
из прежнего Успенского храма и представляющий художественный интерес
по тонкой и весьма сложной резьбе раннего малороссийского барокко. С
течением времени иконостас неоднократно подновлялся, в 1838 году был
разобран и в течение трех лет исправлялся»8. Сегодня на память потомкам
остался только фотомонтаж отдельных частей иконостаса, поскольку сфотографировать
его целиком оказалось невозможно. Есть снимки фрагментов резьбы. Это,
к сожалению, все.
Сохранился и снимок главного престола со стационарным чеканным серебряным
крестом и Евангелиями в окладах. Из монастырской книги вкладов, переписывавшейся
в 1649 и 1696 годах с более древней, известно, что в 1583 году Иваном
Грозным были «приложены» золотые с каменьями короны и цаты к образам
— как выяснилось, похищенные в 1901 году. Царь подарил обители также
два колокола весом в 200 и 40 пудов, атласную и объяринную серебряную
ризы, окладные образа. Царь Михаил Федорович прислал напрестольное Евангелие,
миткаль на ризы и медь на колокол. В 1699 году стольник Сильвестр Артемьевич
Огибалов пожертвовал Евангелие в серебряном окладе и кадило с алмазами,
боярин Д. И. Годунов в 1601 году — выносной серебряный подсвечник. Большой
серебряный напрестольный крест изготовлен в 1733 году келарем Манассией.
Водосвятная чаша 1636 года — вклад князя И. И. Шуйского. Таков далеко
не полный перечень достопримечательностей ризницы Свенского монастыря.

Славен был Свенский монастырь и устраивавшейся рядом с ним ежегодной
ярмаркой, впервые упомянутой в царской жалованной грамоте 1682 года.
На нее съезжались не только русские купцы, но и иностранцы, особенно
греки. Ярмарка начиналась в праздник Успения и продолжалась месяц. В
1749 году Коммерц-коллегия указала начинать ее 1 сентября, а в 1790-1864
годах она проходила с 6 октября по 1 ноября; потом ее перенесли в Брянск.
После 1918 года наступили иные времена. В 1922 году Свенский монастырь
пережил изъятие ценностей, в 1924 году его закрыли, а 11 сентября 1926
года передали губернскому музею. Только в 1980-х годах началось восстановление
оставшихся монастырских построек. В 1993 году сюда пришло новое поколение
насельников. 10 декабря была освящена надвратная Сретенская церковь.
И вот уже десять лет в обители ежедневно совершаются богослужения.

1Архимандрит Иерофей. Брянский Свенский Успенский монастырь Орловской
епархии. М., 1866; Знаменский М. Свенский монастырь // Старые годы.
1915. Июль-август. С. 82-93; Свято-Успенский Свенский монастырь. Брянск,
2002; Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския
Церкви. СПб., 1877. Стлб. 906.
2Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Т. 1. М.,
1995. С. 70-72.
3Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская
область. М., 1998. С. 172-173.
4Там же. С. 176-177.
5Там же. С. 173-174.
6Там же. С. 174-176.
7Грабарь И. Э. И. Ф. Мичурин и московская архитектура 30-40-х годов
XVIII века // Русская архитектура первой половины XVIII века. Исследования
и материалы. М., 1954. С. 272.
8Знаменский М. Указ. соч. С. 90.