restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır

Поиск

ГЕОРГИЙ КАРЛОВИЧ ВАГНЕР

ГЕОРГИЙ КАРЛОВИЧ ВАГНЕР

ГЕОРГИЙ КАРЛОВИЧ ВАГНЕР


В этом году исполняется 95 лет со дня рождения Георгия Карловича Вагнера, известного ученого, автора многочисленных исследований по искусству Древней Руси. Он родился 19 октября 1908 года в уездном городе Спасске Рязанской губернии. Его отец, Карл Августович, был чиновником, мать, Кира Владимировна, — учительницей музыки. После спасской средней школы Вагнер поступает в Рязанский художественно-педагогический техникум, по окончании которого остается здесь же преподавать и одновременно учится на заочном отделении Высших музейных курсов Наркомпроса, а также работает в Рязанском художественном музее.
В 1937 году Вагнера арестовали. В тюрьме он услышал, что повинен в высказываниях против сноса Сухаревой башни, Красных ворот и храма Христа Спасителя. Скоро Георгий Карлович отправился по этапу на Колыму.
Суд приговорил Вагнера к пяти годам лагерей. Срок истек в 1942 году. Но шла война, страна нуждалась в золоте, и на «материк» не отпускали. Лишь в 1946 году Вагнер наконец оказался в Москве. Однако в столице бывшему зеку устроиться было невозможно, и Георгию Карловичу пришлось вернуться в Рязань. Там он снова поступил на работу в музей. В начале 1949 года последовал повторный арест и пожизненная ссылка в Красноярский край. Георгия Карловича направили на работу в руководимую К. В. Боголеновым геологическую партию, расположенную в Вельске и занимавшуюся исследованием берегов Ангары. На реке Тасеевой во время геологоразведочных работ партия обнаружила стоянку железного века, которой Георгий Карлович посвятил небольшую работу.
Смерть Сталина в 1953 году принесла ссыльным долгожданное освобождение. Тем не менее, Георгий Карлович возвращению домой предпочел участие в сибирской экспедиции академика А. П. Окладникова, состоявшейся летом 1955 года, и в поездке с отрядом Е. Ф. Седякиной. В результате
появилась статья Вагнера об архитектуре приангарских сел, а собранные им материалы послужили основой для будущей книги «По старому Якутскому тракту».
В Москве, куда Георгий Карлович приехал в 1956 году, после долгих поисков работы его взял к себе в Институт археологии академик Б. А. Рыбаков. Вскоре скромный лаборант архива Вагнер, не имевший даже законченного высшего образования, начинает выпускать научные статьи. Его берут с собой на полевые сезоны в Чернигов и Владимир Б. А. Рыбаков и Н. Н. Воронин. После этого Вагнер пишет ставшие классикой археологии искусства труды: «Скульптура Владимиро-Суздальской Руси. Юрьев-Польской» (М., 1964), «Мастера древнерусской скульптуры» (М., 1966), «Скульптура Древней Руси. XII в. Владимир. Боголюбово» (М., 1969).
В расшифровку рельефов Георгиевского собора Юрьева-Польского, построенного за несколько лет до нашествия Батыя, Г. К. Вагнер внес особый вклад. До сих пор об архитектуре этого собора, ставшего вершиной владимиро-суздальского зодчества, ученые высказывают самые разные гипотезы. Рухнувший, он был собран заново в XV веке замечательным русским архитектором В. Д. Ермолиным. Изначально собор снизу доверху украшала белокаменная резьба. Однако к нашему времени уцелели лишь ее остатки. Из вагнеровской реконструкции фасадов видно, что местные мастера орнаментальной вязи уже существенно отошли от так называемого романского стиля, в котором выполнялся декор владимирских соборов — Успенского и Димитриевского. Орнамент Георгиевского собора заключал в себе не отвлеченно-космологические символы, а образы, в которых выразилось стремление его создателей прославить и Владимире-Суздальскую землю, и Русскую землю в целом. И если летописи в связи с постройками времен Андрея Боголюбского (Успенский собор, храм Покрова на Нерли, Боголюбовский замок) указывают на участие «мастеров от немец», то Георгиевский собор, как это убедительно доказал Вагнер, -произведение русских мастеров, освоивших совершенно новый для той эпохи стиль архитектурной пластики.
В 1968 году Георгий Карлович Вагнер становится доктором искусствознания. Из-под его пера выходят такие фундаментальные работы, как «Проблемы жанров в древнерусском искусстве» (М., 1974), «Белокаменная резьба древнего Суздаля» (М., 1975), «От символа к реальности» (М., 1980), «Канон и стиль в древнерусском искусстве» (М., 1987). Автора награждают золотой медалью Академии художеств СССР, а в 1983 году ему присуждают Государственную премию СССР.
Впоследствии появляются обобщающие культурологические исследования маститого ученого: «Искусство мыслить в камне» (1990), «Тысячелетние корни» (1991), «В поисках истины» (1993).
В 1994 году итальянское издательство «Джака Бук» выпустило монументальную «Великую Русь», где Г. К. Вагнером совместно с Д. С. Лихачевым был написан раздел об искусстве Киевской Руси. А 25 января 1995 года Георгия Карловича Вагнера не стало.