Поиск

«Выше было лишь небо!»

«Выше было лишь небо!»

«Выше было лишь небо!»


Виктор Петрович Пензин.  Фотография 1986 года

От редакции
Виктор Петрович Пензин — художник­-график и монументалист, видный теоретик и практик в области русской народной графики, человек, которого называют основоположником жанра современного лубка. С 2011 года — президент Академии народного искусства. О нем «Московский журнал» уже рассказывал в №  9 за 2009 год. Приведем в качестве напоминания соответствующий фрагмент той статьи:
«В. П. Пензин <…> учился в Пензенском художественном училище, в Московском полиграфическом институте. В 1973–1976 годах жил в Пензе, где создал витражи «Сказки Ахунского леса», горельефы В. Г. Белинского и М. Ю. Лермонтова для турбазы «Чембар», башенные часы на главном фасаде железнодорожного вокзала станции «Пенза-1», оформил кукольный театр «Орленок». В 1960–1987 годах Виктор Пет­рович выполняет графические серии «Русь. Времена первые — времена космичес­кие», «Страницы истории России», «Народный ежегодник», «Времена года», «Моя Родина», «Совет да любовь» и другие. Персональная выставка работ В. П. Пензина в 1981 году показывалась в Мексике, Колумбии, Эквадоре, Перу.
В 1982 году В. П. Пензин организовал в Москве товарищество художников «Мас­терская народной графики». Были собраны редчайшие экспонаты народного графического искусства, разработана стилистика лубка, начата выставочная деятельность. В 1989‑м под эгидой Всероссийского Фонда культуры в Москве открылся Музей народной графики.

Хлеб пекут.  Цветная линогравюра. 1969 год Земля предков.  Цветная линогравюра. 1969 год

Золотая свадьба.  Гравюра резцом. 1987 год Стеклянная свадьба.  Гравюра резцом. 1986 год

Петушок — красный гребешок.  Цветная линогравюра.  1964 год  Кот и рыбка.  Цветная линогравюра.  1963 год

22 мая 1992 года на основе личной коллекции Виктора Петровича Пензина и собрания работ Мастерской музей «переоткрылся» в статусе учреждения городского подчинения в доме №  10/9 по Малому Головину переулку близ Сретенки. <…> Музей проводит научную работу по исследованию и систематизации произведений в жанре лубка. В. П. Пензин <…> совместно с художниками Мастерской народной графики реконструирует атлас «Русские народные картинки Библии Василия Кореня» (1692–1696), восстанавливает печатные формы лубка XVIII–XIX веков — более 100 сюжетов (1982–1992). В 1984 году Виктор Петрович устроил показ первой выставки Мастерской, экспонировавшейся в шестидесяти городах СССР и двадцати странах мира. В 1997 году состоялась выставка «Пензин и его школа — 15 лет Мастерской народной графики».
Народный художник СССР Б. Е. Ефимов отмечал: «Приход Виктора Пензина в лубок явился определенным и благотворным импульсом для возрождения древнего жанра в общем русле советского изобразительного искусства. Трудно переоценить роль, которую сыграли при этом не только дарование и инициатива Пензина‑художника, но также активность и настойчивость Пензина‑организатора, сумевшего сплотить группу таких же, как он, энтузиастов, организовавших Мастерскую народной графики «Советский лубок». По словам народного художника СССР скульптора С. Т. Коненкова, сказанным еще в 1965 году, В. П. Пензин «вдохнул в лубок новые силы, дал ему вторую жизнь». Историк и краевед Вл. Б. Муравьев в своей книге «Святая дорога» (М., 2003) приводит информацию о музее: «Сегодня историю лубка можно проследить на примере редчайших графических экспонатов Музея народной графики, который был создан в 1992 году по инициативе художника Виктора Пензина. <…> Этот уникальный музей находится на Сретенке, вблизи церкви Троицы в Листах, где когда-то шумел лубочный базар. Основу постоянной экспозиции музея составляет коллекция его директора Виктора Пензина, дополненная реконструкциями древних листов, а также произведениями современных мастеров‑лубочников». К Виктору Петровичу напрямую можно отнести пророческие слова выдающегося собирателя и исследователя русского лубка Д. А. Ровинского: «Надо ожидать, что это кровное народное дело перейдет в недалеком будущем в руки даровитых наших художников, которые отзовутся на требования и нужды простого человека и создадут для него, рядом с народной литературой, истинно народную, но художественную русскую картину».
Работы В. П. Пензина хранятся в отечественных и зарубежных музеях, в том числе в библиотеке Ватикана, Берлинском государственном музее (Фонд Лотара Больца), Доме-­музее А. Сикейроса (Мексика), музее Тиссена-Борнемиса (Мадрид), Государственном Эрмитаже, Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Пензенской картинной галерее. В сос­тав предлагаемой публикации мы включили обширную подборку этих работ.

 

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию