Поиск

«Морской сборник»

«Морской сборник»

"Морской сборник"


Его предтечей были вышедшие в 1800 году в Санкт-Петербурге «Морские записки, или Собрание всякого рода касающихся вообще до мореплавания сочинений и переводов», объявленные регулярными («сочинение сие долженствует продолжаться беспрерывно, наподобие Академических актов»). Однако второго выпуска так и не последовало. Зато появился «Морской сборник». Он начал выходить в марте 1848 года и выходит по сей день. Его судьба уникальна. Это единственный из русских журналов, который, несмотря на все исторические потрясения, ни разу не менял названия и не прерывался. Был критический момент зимой 1941 года, когда редакция находилась в блокадном Ленинграде.

Однако один из офицеров-редакторов сумел вынести уже подготовленный номер (сдвоенный 11-12) пешком через Ладогу и выпустить его в Москве. «Сборник» издавался под наблюдением Морского генерального штаба (сейчас — под эгидой Главного штаба ВМФ). Первый номер под редакцией капитана 1-го ранга Б. А. Глазенапа увидел свет 15 марта 1848 года (тираж 400 экземпляров) и разошелся мгновенно. Впоследствии тираж возрос до 900 экземпляров. Шеф флота Великий князь Константин Николаевич пожелал превратить «Морской сборник» в своеобразную печатную «всероссийскую кают-компанию», что ему в итоге вполне удалось. Журнал быстро «набирал вес». В 1853 году был открыт гидрографический отдел, позже — библиографический. «Морской сборник» начинают читать по всей России. Именно здесь И. А. Гончаров впервые публикует свои путевые заметки о плавании на фрегате «Паллада».
1850-1860-е годы — время расцвета. Тираж уже составляет 6 000 экземпляров. Редактируют журнал в этот период адъютант Великого князя капитан-лейтенант Н. Ю. Лисянский и капитан 1-го ранга И. И. Зеленой. С «Морским сборником» активно сотрудничают выдающиеся моряки — Г. И. Бутаков, К. Н. Посьет, С. С. Лесовский, а также такие литературные знаменитости, как А. Ф. Писемский, А. Н. Островский, Г. П. Данилевский, С. В. Максимов. Материалы «Сборника» с готовностью перепечатывают газеты. Его голос звучит все громче и громче. Чтобы дать представление о «Морском сборнике» тех лет, лучше всего, пожалуй, будет просто привести фрагменты оглавления одного из номеров (N 6 за 1860 год):

I. ПОСТАНОВЛЕНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
Высочайшие приказы по Морскому ведомству Приказы Его Высочества, Генерал-Адмирала

II. ОФИЦИАЛЬНЫЕ СТАТЬИ И ИЗВЕСТИЯ
Медицинское наставление для руководства командирам судов в дальних заграничных и кругосветных плаваниях Цельная стрельба в Кронштадтском стрельбище Известия о плавании наших судов за границей

III. ЧАСТЬ НЕОФИЦИАЛЬНАЯ
Возможность заменить винтовой двигатель иным, более выгодным и безвредным
О состоянии Финляндского купеческого флота
О ветрах и погоде в Гибралтарском проливе
О торговом судоходстве Голландии
О турецких военных госпиталях и медицинской школе в Константинополе

IV. СМЕСЬ
О кораблестроительных работах в Финляндии
Опыт выделки орудий Армстронга в Соединенных Штатах
Взятие двух Мексиканских пароходов военными крейсерами Соединенных Штатов

V. БИБЛИОГРАФИЯ
О Русско-Византийских монетах Ярослава I Владимировича с изображением св. Георгия Победоносца (! — Ред.)
Описание Санкт-Петербурга и Кроншлота в 1710 и 1711 годах

ПРИЛОЖЕНИЯ
Лоцманские заметки
Пароходные сообщения

В 1917-1918 годах «Морской сборник» — на перепутье. Помещаемые в нем статьи носят в основном историко-обзорный и технический характер. Тон — умеренно-патриотичен, «красная» риторика почти отсутствует. Констатируется кризис, переживаемый российским флотом после Брестского мира. Журнал призывает к возрождению флота и предлагает ряд неотложных мер, в числе которых — скорейшая организация обучения матросов и офицеров, ремонт кораблей, создание эффективной системы флотского командования. Общий вывод: «Раз необходим для России военный флот, раз он существует — он должен представлять собой действительную реальную силу».

В 1920 году в судьбе «Морского сборника» произошел крутой поворот. 15 июня приказом РВСР N 1067 была учреждена «Главная Военно-Морская Научная Редакция, имеющая целью распространение военно-морских научных, оперативных и технических знаний среди личного состава Красного флота и популяризацию среди населения республики морской идеи». В сдвоенном (6-7) номере журнала появилось следующее редакционное уведомление:
«<?> Как будто именно теперь, когда связь Российской Советской Республики с открытым морем сделалась хуже, чем прежде <?> сама жизнь властно требует выяснения значения моря для Республики, а вслед затем и значения военно-морских сил для нее. Одним из могущественных средств для выяснения этих вопросов должна служить печать. <?> Редакция «Морского сборника», старейшего военно-морского научного журнала России <?> всех сознающих, что флот необходим для страны, всех любящих наш флот, всех, кто чувствует в себе силы помочь делу его воссоздания, — призывает к участию в указанном выше деле».
Так журнал вновь утвердился в статусе «всероссийской кают-компании».

Сделаем небольшое отступление.
Осенью 1920 года у «Морского сборника» появился двойник. Как известно, в ходе гражданской войны Черноморский флот, преобразованный в эскадру, покинул Севастополь и перебазировался в Бизерту (Северная Африка). Силами флотских офицеров здесь был сформирован Морской корпус, в течение четырех лет готовивший гардемарин и кадет. И один из преподавателей корпуса, капитан 2-го ранга Нестор Монастырев, выпустил в Бизерте несколько номеров «своего» «Морского сборника». С 1924 года, когда Франция признала Советский Союз, «двоевластие» кончилось: эмигрантский «дублер» журнала перестал существовать.
Итак, в новых условиях «Морской сборник» продолжил свое дело — продолжил с прежним размахом. Вот, к примеру, какие статьи печатались в нем в 1824 году (N 9): «Стратегия речной войны», «Подготовка комсостава», «О подготовке личного состава гидроавиации», «Боевая служба канонерских лодок», «Новости в судоподъемном деле», «Сведения об иностранных флотах», «Иностранные воздушные флоты»?

Во время Великой Отечественной войны журнал, кроме вестей с действующих флотов, публикует материалы, посвященные стратегии и тактике морского боя. В послевоенные годы на его страницах появляются большие теоретические работы, обобщающие опыт недавно отгремевших сражений, а также мемориальные рубрики («Корабли Отечественной войны», «Корабли-герои»).
В 1960-1970-х годах «Морской сборник» — рупор великой морской державы. В этот период его возглавляют такие крупные специалисты, как Герой Советского Союза, вице-адмирал Г. И. Щедрин, контр-адмиралы В. А. Дыгало, А. С. Пушкин и другие. В переживаемую ныне смуту, когда стремительно сокращаются флоты, когда потерян Севастополь, когда на Балтике мы вернулись к границам допетровских времен, пожалуй, как и в начале XX века, лишь «Морской сборник» остается «на плаву». Он не поддался на разрушительную демагогию, не снизил патриотического пафоса, не забыл о великих морских традициях России. Есть, конечно, констатации переживаемого ВМС кризиса, обусловленного тяжелым социально-экономическим и политическим положением в стране. Но есть и статьи, обращенные в будущее. Например: «Национальные интересы России и мировой океан».
«Морской сборник» и сегодня верен себе.

 

 
sohbet hattıelitbahiselitbahisbetgrambetgramgaziantep suriyeli escortelitcasinocuracao lisansli bahis sitelericanlı casinogebze escortkonya escorthttps://digifestnyc.com/https://restbetgiris.co/https://restbettakip.com/https://betpasgiris.vip/https://betpastakip.com/beylikdüzü escortbetgrambetgrambetgrammetroslotmetroslotelitbahiselitbahiselitbahisguncel.comelitbahisgiris.net/elitbet.commersin web tasarımelitbahiselitbahis videoelitbahis videoelitbahis