Поиск

Российские мастера «Светописи»

Российские мастера «Светописи»

Российские мастера "Светописи"


Он будет неизбежно кратким и пунктирным, наш исторический экскурс, — скорее напоминание, чем подробный рассказ: последний потребовал бы солидного тома.
Фотографию изобрели в 1830-х годах во Франции. Едва ли не сразу же в Россию начали прибывать первые «дагеротиписты». Их продукция быстро завоевала популярность: к началу 1850-х годов в Москве и Петербурге действовало несколько десятков фотографических «салонов», «залов», «галерей», «заведений». Одновременно расширялась торговля «дагеротипными снарядами» — тогдашними фотоаппаратами. Скоро, пройдя выучку у иностранцев, заявили о себе и отечественные мастера «светописи». В 1867 году в Москве уже состоялась Всероссийская фотовыставка. Начинают выходит специальные журналы, среди них ежемесячник «Фотограф-любитель» под редакцией С.М.Прокудина-Горского — химика, ученика Д.И.Менделеева, стажировавшегося в одном из немецких университетов. Увлечение фотоделом стремительно распространялось по всей стране. В губернских — да и не только — городах один за другим открывались фотографические курсы. Практиковалось даже обучение на дому.
Среди русских появляются истинные мэтры — такие, как Алексей Осипович Карелин, учитель знаменитого впоследствии московского фотографа Франца Осиповича Опитца. Сразу два павильона — в Петербурге и Павловске — имел И.Ягельский, обладатель золотой медали Парижской выставки (1891). Солидную конкуренцию составлял ему Э.Брейер, работы которого в 1908 году были отмечены медалью «За труды и качество». Множества наград удостоились К.Булла, А.Лоренц, Г.Перл и другие. Лучшие из лучших получали, как сейчас говорят, те или иные «эксклюзивные» права: фотографировать членов императорской фамилии, известных артистов, писателей и музыкантов. Так, официальным Фотографом Московских Императорских театров стал И.Дьяговченко. А.Горштейн снимал К.С.Станиславского, В.И.Качалова; К.Фишер в 1911 году запечатлел выступление на сцене певца Л.В.Собинова, В.Тиле сфотографировал во время спектакля О.Л.Книппер-Чехову. Немало в этой области потрудился М.Настюков, державшый фотопавильон в Москве у Мясницких ворот — с филиалами в Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону и других городах. Еще один москвич, хозяин фотосалона на Петровке Г.В.Трунов, рекомендовался как «Придворный фотограф Его Величества шаха Персидского, Его Величества короля Сербского, Его Высочества эрцгерцога Австрийского, Его Высочества князя Черногорского и Его Высочества наследного принца Швеции и Норвегии». Столь солидный перечень отнюдь не был рекламной уловкой (тогда такими вещами попробуй-ка пошути): до этого Трунов удостоился «благодарности Его Императорского Величества» (Александра III) и подарка Его Императорского Высочества Павла Александровича.
В Киеве одним из первых открыл фотоателье Ф.Мезер (1865). В числе его наград — золотые медали Парижской (1878) и Люксембургской (1890) выставок.
В Харькове развернули активную деятельность братья Блюм. Кроме собственно фотографирования, они выполняли самый широкий спектр работ — например, увеличение и реставрацию снимков. Ежедневно у дверей их мастерской выстраивались длинные очереди. Братья Блюм также были в числе Высочайше награжденных.
Севастопольскому мастеру С.И.Райнишу, медалисту Антверпенской и многих других выставок, довелось снимать членов царской семьи, за что он получал подарки от Государя Императора Александра III.
В Одессе мало кто не знал фотографа И.Антонопуло с Дерибасовской улицы, творчество которого было отмечено золотыми медалями выставок в Париже и в Афинах, где Антонопуло, кроме того, удостоился приза от греческой королевы.
В Костроме обосновался фотограф Г.Куракин, назвавший свое ателье «Большая Московская фотография».
В Могилевской губернии не знал себе равных в искусстве фотопортрета М.Фишман. В 1903 году он получил медаль «За трудолюбие и искусство», в 1907-м — высшую награду выставки в Вене, а через год — выставки в Париже.
Повторим еще раз: если бы продолжать список талантливых российских фотомастеров конца XIX — начал XX века, получился бы целый том. Эта тема, кстати, все еще ждет своего исследователя. Мы же только лишний раз напомнили о ее существовании, предложив читателю несколько образцов творчества фотографов, трудившихся в разных городах России рубежа XIX-XX столетий.