restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır

Поиск

Белый город

Белый город

Белый город


Изображенное на открытке здание Политехнического музея, если бы не пояснительная
надпись, узнать сегодня весьма трудно: таким оно было первоначально
(1877), пока в 1896 году к нему не пристроили правое крыло, а в 1907-м
— левое.
«Коллекции музея показывают тесную связь чистого знания с практическим
его приложением, и, проходя длинную вереницу зал, посетитель проникается
сознанием мощности человеческого разума и грандиозности результатов
его многовековой работы», — говорилось в одном из путеводителей конца
XIX века.

Толкучий рынок

Кто в Москве не знал Толкучего рынка, раскинувшегося на месте нынешней
Новой площади? Слева на открытке — фасад с колоннами. Это — церковь
Иоанна Богослова, что под Вязом.
«Все, что только есть у Москвы продажного — из старья и дешевого ручного
товара, стекается сюда» — писал о Толкучем рынке в очерке «Современная
Москва» П.Д.Боборыкин. Ему вторит путеводитель «По Москве», изданный
братьями Сабашниковыми в 1917 году: «Вся Китайгородская стена облеплена
лавками, где торгуют русским платьем, обувью, кожей и т.п.»

Третьяковский проезд

Этот проезд с Никольской улицы в Белый город появился в 1871 году. Его
умело вписал в древнюю стену архитектор Александр Каминский, много и
успешно строивший в те годы в Москве.
Третьяковским проезд назван потому, что средства на его сооружение дал
Сергей Михайлович Третьяков-младший, брат основателя знаменитой картинной
галереи, Павла Михайловича Третьякова, тоже страстный собиратель произведений
живописи и активный общественный деятель.

Театральная площадь

Открытка выпущена до 1908 года: именно в этом году справа от Большого
театра появилось здание универмага «Мюр и Мерилиз», отсутствующее на
снимке. Фотограф А.Вернер (редчайший случай, когда на почтовой карточке
указана фамилия мастера!) запечатлел парад на Театральной площади. В
конце XIX — начале XX века парады проводились здесь регулярно и собирали
обычно множество зрителей.
«Еще в 1824 году, — указывает старый путеводитель, — был устроен здесь
плац-парад, который только в 1911 году был заменен сквером». Путеводитель
также сообщает, что в такие дни площадь обносилась забором или канатом,
и пешим, а тем более конным появляться на площади категорически запрещалось.
Вечерами вдоль ограждения зажигали масляные фонари.

Дом наследников Хлудовых

Когда-то в этом здании с богато декорированным фасадом располагалась
контора Хлудовых — крупнейших текстильных фабрикантов России. Но славился
дом другим — Хлудовскими банями, соперничавшими по популярности с соседними
Сандуновскими.
После революции Хлудовские бани стали Центральными. Более двух тысяч
человек приходили сюда ежедневно, так что не диво было увидеть в этом
районе в центре Москвы человека с веничком… В настоящее время бани закрыты,
дальнейшая судьба их пока неизвестна.

Гостиница » Метрополь»
Она строилась в 1899-1905 годах. По разнообразию скульптур и керамических
украшений (панно М.А.Врубеля, панно по эскизам А.Я.Головина и С.В.Чехонина,
скульптурный фриз «Времена года» работы Н.А.Андреева) с «Метрополем»
не может, пожалуй, сравниться ни одно из московских зданий.
В 1918 году здесь разместился 2-й Дом Советов, а также правительственные
учреждения и квартиры руководителей партии и государства. В конце 1920-х
годов здание вновь стало гостиницей. В 1990-х была проведена его масштабная
реставрация, а точнее сказать — реконструкция.

Охотный ряд
Это название недавно вновь появилось на карте Москвы. Но оно мало понятно
современному москвичу. Дело в том, что когда-то здесь находилось множество
лавок, торговавших преимущественно охотничьей добычей — живой и битой
птицей. Церковь, изображенная на снимке, была сооружена в честь Параскевы
Пятницы, покровительницы торгового люда.
Церковь, как и сам Охотный ряд, снесли в середине 1930-х годов. «Вечерняя
Москва» торжествующе писала по этому поводу: «Кончилась навсегда целая
эра охотнорядской купеческой истории». А Демьян Бедный разразился такими
строками:
Москва — ей пользу докажи,
Перекроит Арбат, всю Пресню,
Охотный ряд снесет в момент…

Дворянское собрание
Этот дворец, глядя на открытку, сразу вряд ли узнают даже старожилы.
Таким здание Дворянского собрания было до 1903 года, когда его надстроили
третьим этажом и частично изменили фасад.
В знаменитом колонном зале Дворянского собрания на балах, собиравших
до пяти тысяч человек, бывали А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, И.С.Тургенев,
Л.Н.Толстой; здесь звучала в авторском исполнении музыка П.И.Чайковского
и С.В.Рахманинова, давал концерты Ференц Лист. После революции здание
стало Домом Союзов — название, звучащее сегодня не менее громко, чем
дореволюционное.

Моховая улица
Название улицы произошло от находившейся рядом в XVIII веке Моховой
площади, где продавался мох для конопатки бревенчатых стен. Из домов,
изображенных на открытке и доживших до наших дней, можно узнать лишь
левый флигель здания старого университета, построенного М.Ф.Казаковым
в 1793 году.
Во время пожара 1812 года университет, как и большинство домов на Моховой
улице, сгорел. Здание восстановил и заново архитектурно оформил в стиле
ампир известный зодчий Доменико Жилярди.

Моховая улица. Архив Министерства иностранных дел.
А этого здания, выходящего на Воздвиженку и Моховую улицы, вы сегодня
уже не увидите. Архив располагался в древних палатах боярина Василия
Стрешнева, в 1675 году подаренных царем Алексеем Михайловичем своему
тестю Кириллу Полуэктовичу Нарышкину.
Палаты переходили из рук в руки, неоднократно перестраивались, во второй
половине XIX века были тщательно отреставрированы, однако в середине
1930-х годов, когда началось возведение новых корпусов Государственной
библиотеки имени В.И.Ленина, сей «памятник московской старины» снесли.


Волхонка

Название улицы связано с фамилией князей Волконских — но достаточно
замысловатым образом: «Волхонкой» сначала именовали кабак, находившийся
в одном из княжеских домов.
Впрочем, другому владению Волконских здесь выпала боле благородная миссия:
в 1786 году в нем открылось Главное народное училище, ставшее в начале
ХХ века 1-й мужской губернской гимназией.

Цветковская галерея
Стоит и поныне на Кропоткинской набережной удивительный каменный терем
с кокошниками над окнами и затейливым балконом. Такой дом придумал знаменитый
живописец В.М.Васнецов для Ивана Евментьевича Цветкова, в 1900 году
превезшему сюда свои богатства, что собирал всю жизнь, — полотна, картины,
гравюры русских художников XVIII-XIX веков. Так появился в Москве еще
один замечательный музей — Цветковская галерея, которую Иван Евментьевич
в 1909 году подарил городу.
Галерею закрыли в 1929 году. Большинство ее фондов передали Третьяковке.
Во время Великой Отечественной войны в здании находилась французская
военная миссия. На его стене — мемориальная доска в память о погибших
в боях французских летчиках эскадрильи «Нормандия-Неман».

Улица Знаменка. Александровское военное училище.

Улица названа по церкви Знамения Пресвятой Богородицы, известной с 1600
года (снесена в 1931 году). Церковь на открытой не видна: фотограф запечатлел
другую достопримечательность Знаменки: бывший дворец графа Апраксина,
известный всей дворянской Москве. Крепостные актеры давали в нем блистательные
спектакли! В 1814-1818 годах на его сцене выступала труппа императорского
театра, впоследствии ставшего прославленной труппой Большого.
В 1831 году здание отдали Сиротскому институту, преобразованному затем
в кадетский корпус, а в 1863 году — в Александровское военное училище.
В первые годы советской власти здесь находился Реввоенсовет республики,
имя одного из председателей которого — М.В. Фрунзе — Знаменка носила
с 1925 по 1990 год.

Камергерский переулок
В надписи на открытке — «Камергерский-Газетный переулок» — ошибка: этот
переулок никогда не назывался Газетным, в конце XVIII столетия был он
Старогазетным, а вообще за долгую свою историю сменил не одно название:
Квасной, Спасский — по церкви Спаса Преображения, Одоевский — по домовладению
князя Петра Одоевского; Камергерским же стал по придворному чину кого-то
из здешних сановных обитателей — согласно одним источникам, князя Голицына,
согласно другим — потомка не менее древнего рода Стрешневых.
К началу ХХ века, когда увидела свет эта открытка (1903), Камергерский
переулок был застроен доходными домами с фешенебельными магазинами на
первых этажах и дорогими квартирами над ними.

Художественный театр

В 1923-1992 годах Камергерский переулок назывался проездом Художественного
театра — в честь знаменитого МХАТа, открывшегося 25 октября 1902 года
пьесой Максима Горького «Мещане» в доме, который принадлежал когда-то
Сергею Римскому-Корсакову и слыл у москвичей «Домом Фамусова» (говорили,
что жена С.Римского-Корсакова, двоюродная сестра А.С.Грибоедова, послужила
прототипом Софьи в «Горе от ума»).
В 1872 году дом был продан за долги с аукциона. Приобрел его и приспособил
под театр, сдавая различным антрепренерам, богатый московский купец
Лианозов. Перестраивал здание для Художественного театра Ф.О.Шехтель.
Открытка выпущена сразу же после окончания работ — над входом нет еще
знаменитого барельефа А.С.Голубкиной «Пловец».

Купеческий клуб
Этот дом, расположенный на Большой Дмитровке (в 1937-1992 годах — Пушкинская
улица), — бывшая усадьба графа Петра Салтыкова, генерала-губернатора
Москвы, — неузнаваемо перестроен. В 1839 году его под свой клуб арендовало
московское купечество. «Барский тон сменился купеческим, как и изысканный
французский стол перешел на старинные кушанья», — писал по сему В.А.Гиляровский.
В 1909 году клуб переехал на Малую Дмитровку, а здание купила семья
купцов и меценатов Бахрушиных. В одном из флигелей владелец сада «Аквариум»
мулат Томас открыл кабаре «Максим».
После революции огромный зал салтыковского особняка становится сценической
площадкой для различных музыкальных коллективов. Сейчас в нем размещается
Музыкальный академический театр имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Угол Софийки и Лубянской площади

На фотографии — начало улицы Софийки, называвшейся так по церкви Софии
Премудрости Божией. Впоследствии улицу переименовали в Пушечную — на
том основании, что еще в конце XV века здесь находился Пушечный двор,
на котором, кстати, мастером Андреем Чоховым была отлита знаменитая
царь-пушка.
Некоторые старожилы, наверное, помнят деревянную торцовую мостовую на
пушечной — единственную в Москве. Опыт оказался неудачным: вскоре вместо
дерева положили гранит, а еще позже — асфальт…

Большая Лубянка
Название этой улицы, по всей вероятности, дали поселившиеся здесь после
присоединения Великого Новгорода к Московскому государству новгородцы
— в их городе имелась улица Лубяница или Лубянка. На заре XX века была
Лубянка нешумной, с дорогими квартирами и множеством страховых обществ
и компаний — справочник «Вся Москва» за 1916 год называет их 15!
Нетрудно догадаться о времени постройки магазина одежды «Монополь»,
изображенного на открытке: женская головка на фасаде и башенки в виде
воздетых к небу рук — характернейшие признаки стиля «модерн», столь
модного в Москве в начале 1900-х годов.

Тексты к открыткам на цветной вкладке

Иверские ворота
Похожая открытка уже воспроизводилась нами на вкладке N 1 за 2003 год
с рассказом об Иверских воротах. Здесь ракурс несколько иной: в кадр
вошло здание московской городской думы, которому и посвящается комментарий
к этой открытке.
«Красный дом» был построен в 1892 году и своей изысканной прихотливой
величавостью подчеркивал важную роль думы в жизни города: она ведала
благоустройством, образованием, медициной, торговлей, благотворительностью;
думцы определяли налоговую политику. После революции в здании расположился
Здравотдел Моссовета, а в 1936 году открылся Центральный музей В.И.Ленина.
С 1991 года оно передано историческому музею.

Тверская: «Совершенно европейская улица»
Тверская улица считается главной в Москве начиная с XVIII века. Чем
только она не славилась! И магазинами, и кофейнями, и горячими сайками,
и модной одеждой. Лучшие архитекторы и крупнейшие подрядчики считали
за честь получить заказ на строительство здесь. Путеводитель 1884 года
называл Тверскую «средоточием городской торговли». И хотя «здесь миллионных
операций не делают, зато все прилизано и приглажено, короче, здесь вся
элегантная торговля Москвы с французами, немцами и другими благодетелями
наших карманов».
А вот свидетельство другого путеводителя — уже начала XX века: «Нарядная,
совершенно европейская улица с красивыми фасадами домов, щеголеватой
отделкой магазинов и пассажем; освещается она электричеством».

Тверская: Национальная гостиница и часовня Александра Невского

Перед нами — гостиница «Националь». Она была построена в 1903 году и
тогда же ее назвали «Национальной» (как и написано на открытке).
По поводу находившейся слева часовни в одном из путеводителей по Москве
начала XX века сказано: «Тверская улица проходит почти у самого своего
начала через Моисеевскую площадь, на которой стоит часовня в честь св.
Александра Невского, поставленная в память освобождения славян». Часовню
снесли в 1930-х годах.

Тверская: исчезнувший уголок
Какое место тверской запечатлел снимок? Ответить непросто, ведь домов,
что мы здесь видим, давно уже нет. Только по многочисленным вывескам
можно установить: мы находимся на отрезке главной московской улицы,
начинавшемся от Камергерского переулка: магазин кустарных игрушек, магазин
Христиана Эггольма («Русская упряжь, всевозможные седла, английские
шоры, беговые вещи»), расположенный в доме Фальц-Фейна…
В конце 1930-х годов бывшую Тверскую, к тому времени ставшую частью
улицы Горького, начали ломать и перестраивать. Большинство зданий было
снесено, некоторые передвинуты. Среди последних — дом Саввинского подворья
(справа на фотографии), построенный в 1907 году, а в 1938-м перемещенный
на 50 метров вглубь двора и заслоненный многоэтажкой, возведенной в
предвоенные годы известным советским архитектором А.Г.Мордвиновым..

Вид на храм Христа Спасителя
Эта открытка удачно дополняется другой — «Внутренность храма Христа
Спасителя: на цветной вкладке они помещены рядом.
Храм был заложен 10 сентября 1839 года в память об Отечественной войне
1812 года и освящен 26 мая 1883 года. «Его золотой громадный купол,
ярко блестевший на солнце, можно было разглядеть как золотую звезду
над лесом, когда до Москвы еще оставалось верст шестьдесят», — писал
современник. Лучшие художники и скульпторы России участвовали в украшении
храма, который одновременно вмещал более семи тысяч молящихся. В 1931
году храм был взорван, в 1995-2000 годах — воссоздан.

Памятник Александру III
Памятник предпоследнему русскому императору Александру III (автор —
А.М.Опекушин) был установлен на восточной стороне храма Христа Спасителя.
Вскоре после революции памятник взорвали, а на его месте 1 мая 1920
года заложили мемориал «Освобожденный труд». Тогда же в Музее изящных
искусств на Волхонке устроили выставку скульптурных проектов монумента,
которую не замедлили посетить Ленин и Луначарский.
Как известно, ни один из проектов так и не был одобрен и от идеи увековечить
в бронзе и граните «Освобожденный труд» пришлось отказаться…

Музей Александра III
Ныне это — главная достопримечательность Волхонки: всемирно известный
Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.
Он открылся в 1912 году в здании. Построенном победившим в конкурсе
архитектором Р.И.Клейном и первоначально назывался Музеем изящных искусств
императора Александра III при Московском университете, так как его экспозиция
создавалась на основе университетского Кабинета изящных искусств. Имя
Пушкина и статус государственного музей получил в 1937 году.

Александровский сад и Троицкие ворота
Практически все справочные издания подчеркивают, что Александровский
сад — один из первых общественных садов России. Он создавался в 1819-1822
годах у западной стены Кремля по проекту Главного архитектора «фасаднической
части Комиссии для строения Москвы» О.И.Бове. Александровским назван
в честь императора Александра I.
Ныне Александровский сад, считающийся выдающимся образцом садово-паркового
искусства эпохи классицизма, остается излюбленным местом гуляния москвичей.