Поиск

Белый город

Белый город

Белый город


Изображенное на открытке здание Политехнического музея, если бы не пояснительная
надпись, узнать сегодня весьма трудно: таким оно было первоначально
(1877), пока в 1896 году к нему не пристроили правое крыло, а в 1907-м
— левое.
«Коллекции музея показывают тесную связь чистого знания с практическим
его приложением, и, проходя длинную вереницу зал, посетитель проникается
сознанием мощности человеческого разума и грандиозности результатов
его многовековой работы», — говорилось в одном из путеводителей конца
XIX века.

Толкучий рынок

Кто в Москве не знал Толкучего рынка, раскинувшегося на месте нынешней
Новой площади? Слева на открытке — фасад с колоннами. Это — церковь
Иоанна Богослова, что под Вязом.
«Все, что только есть у Москвы продажного — из старья и дешевого ручного
товара, стекается сюда» — писал о Толкучем рынке в очерке «Современная
Москва» П.Д.Боборыкин. Ему вторит путеводитель «По Москве», изданный
братьями Сабашниковыми в 1917 году: «Вся Китайгородская стена облеплена
лавками, где торгуют русским платьем, обувью, кожей и т.п.»

Третьяковский проезд

Этот проезд с Никольской улицы в Белый город появился в 1871 году. Его
умело вписал в древнюю стену архитектор Александр Каминский, много и
успешно строивший в те годы в Москве.
Третьяковским проезд назван потому, что средства на его сооружение дал
Сергей Михайлович Третьяков-младший, брат основателя знаменитой картинной
галереи, Павла Михайловича Третьякова, тоже страстный собиратель произведений
живописи и активный общественный деятель.

Театральная площадь

Открытка выпущена до 1908 года: именно в этом году справа от Большого
театра появилось здание универмага «Мюр и Мерилиз», отсутствующее на
снимке. Фотограф А.Вернер (редчайший случай, когда на почтовой карточке
указана фамилия мастера!) запечатлел парад на Театральной площади. В
конце XIX — начале XX века парады проводились здесь регулярно и собирали
обычно множество зрителей.
«Еще в 1824 году, — указывает старый путеводитель, — был устроен здесь
плац-парад, который только в 1911 году был заменен сквером». Путеводитель
также сообщает, что в такие дни площадь обносилась забором или канатом,
и пешим, а тем более конным появляться на площади категорически запрещалось.
Вечерами вдоль ограждения зажигали масляные фонари.

Дом наследников Хлудовых

Когда-то в этом здании с богато декорированным фасадом располагалась
контора Хлудовых — крупнейших текстильных фабрикантов России. Но славился
дом другим — Хлудовскими банями, соперничавшими по популярности с соседними
Сандуновскими.
После революции Хлудовские бани стали Центральными. Более двух тысяч
человек приходили сюда ежедневно, так что не диво было увидеть в этом
районе в центре Москвы человека с веничком… В настоящее время бани закрыты,
дальнейшая судьба их пока неизвестна.

Гостиница » Метрополь»
Она строилась в 1899-1905 годах. По разнообразию скульптур и керамических
украшений (панно М.А.Врубеля, панно по эскизам А.Я.Головина и С.В.Чехонина,
скульптурный фриз «Времена года» работы Н.А.Андреева) с «Метрополем»
не может, пожалуй, сравниться ни одно из московских зданий.
В 1918 году здесь разместился 2-й Дом Советов, а также правительственные
учреждения и квартиры руководителей партии и государства. В конце 1920-х
годов здание вновь стало гостиницей. В 1990-х была проведена его масштабная
реставрация, а точнее сказать — реконструкция.

Охотный ряд
Это название недавно вновь появилось на карте Москвы. Но оно мало понятно
современному москвичу. Дело в том, что когда-то здесь находилось множество
лавок, торговавших преимущественно охотничьей добычей — живой и битой
птицей. Церковь, изображенная на снимке, была сооружена в честь Параскевы
Пятницы, покровительницы торгового люда.
Церковь, как и сам Охотный ряд, снесли в середине 1930-х годов. «Вечерняя
Москва» торжествующе писала по этому поводу: «Кончилась навсегда целая
эра охотнорядской купеческой истории». А Демьян Бедный разразился такими
строками:
Москва — ей пользу докажи,
Перекроит Арбат, всю Пресню,
Охотный ряд снесет в момент…

Дворянское собрание
Этот дворец, глядя на открытку, сразу вряд ли узнают даже старожилы.
Таким здание Дворянского собрания было до 1903 года, когда его надстроили
третьим этажом и частично изменили фасад.
В знаменитом колонном зале Дворянского собрания на балах, собиравших
до пяти тысяч человек, бывали А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, И.С.Тургенев,
Л.Н.Толстой; здесь звучала в авторском исполнении музыка П.И.Чайковского
и С.В.Рахманинова, давал концерты Ференц Лист. После революции здание
стало Домом Союзов — название, звучащее сегодня не менее громко, чем
дореволюционное.

Моховая улица
Название улицы произошло от находившейся рядом в XVIII веке Моховой
площади, где продавался мох для конопатки бревенчатых стен. Из домов,
изображенных на открытке и доживших до наших дней, можно узнать лишь
левый флигель здания старого университета, построенного М.Ф.Казаковым
в 1793 году.
Во время пожара 1812 года университет, как и большинство домов на Моховой
улице, сгорел. Здание восстановил и заново архитектурно оформил в стиле
ампир известный зодчий Доменико Жилярди.

Моховая улица. Архив Министерства иностранных дел.
А этого здания, выходящего на Воздвиженку и Моховую улицы, вы сегодня
уже не увидите. Архив располагался в древних палатах боярина Василия
Стрешнева, в 1675 году подаренных царем Алексеем Михайловичем своему
тестю Кириллу Полуэктовичу Нарышкину.
Палаты переходили из рук в руки, неоднократно перестраивались, во второй
половине XIX века были тщательно отреставрированы, однако в середине
1930-х годов, когда началось возведение новых корпусов Государственной
библиотеки имени В.И.Ленина, сей «памятник московской старины» снесли.


Волхонка

Название улицы связано с фамилией князей Волконских — но достаточно
замысловатым образом: «Волхонкой» сначала именовали кабак, находившийся
в одном из княжеских домов.
Впрочем, другому владению Волконских здесь выпала боле благородная миссия:
в 1786 году в нем открылось Главное народное училище, ставшее в начале
ХХ века 1-й мужской губернской гимназией.

Цветковская галерея
Стоит и поныне на Кропоткинской набережной удивительный каменный терем
с кокошниками над окнами и затейливым балконом. Такой дом придумал знаменитый
живописец В.М.Васнецов для Ивана Евментьевича Цветкова, в 1900 году
превезшему сюда свои богатства, что собирал всю жизнь, — полотна, картины,
гравюры русских художников XVIII-XIX веков. Так появился в Москве еще
один замечательный музей — Цветковская галерея, которую Иван Евментьевич
в 1909 году подарил городу.
Галерею закрыли в 1929 году. Большинство ее фондов передали Третьяковке.
Во время Великой Отечественной войны в здании находилась французская
военная миссия. На его стене — мемориальная доска в память о погибших
в боях французских летчиках эскадрильи «Нормандия-Неман».

Улица Знаменка. Александровское военное училище.

Улица названа по церкви Знамения Пресвятой Богородицы, известной с 1600
года (снесена в 1931 году). Церковь на открытой не видна: фотограф запечатлел
другую достопримечательность Знаменки: бывший дворец графа Апраксина,
известный всей дворянской Москве. Крепостные актеры давали в нем блистательные
спектакли! В 1814-1818 годах на его сцене выступала труппа императорского
театра, впоследствии ставшего прославленной труппой Большого.
В 1831 году здание отдали Сиротскому институту, преобразованному затем
в кадетский корпус, а в 1863 году — в Александровское военное училище.
В первые годы советской власти здесь находился Реввоенсовет республики,
имя одного из председателей которого — М.В. Фрунзе — Знаменка носила
с 1925 по 1990 год.

Камергерский переулок
В надписи на открытке — «Камергерский-Газетный переулок» — ошибка: этот
переулок никогда не назывался Газетным, в конце XVIII столетия был он
Старогазетным, а вообще за долгую свою историю сменил не одно название:
Квасной, Спасский — по церкви Спаса Преображения, Одоевский — по домовладению
князя Петра Одоевского; Камергерским же стал по придворному чину кого-то
из здешних сановных обитателей — согласно одним источникам, князя Голицына,
согласно другим — потомка не менее древнего рода Стрешневых.
К началу ХХ века, когда увидела свет эта открытка (1903), Камергерский
переулок был застроен доходными домами с фешенебельными магазинами на
первых этажах и дорогими квартирами над ними.

Художественный театр

В 1923-1992 годах Камергерский переулок назывался проездом Художественного
театра — в честь знаменитого МХАТа, открывшегося 25 октября 1902 года
пьесой Максима Горького «Мещане» в доме, который принадлежал когда-то
Сергею Римскому-Корсакову и слыл у москвичей «Домом Фамусова» (говорили,
что жена С.Римского-Корсакова, двоюродная сестра А.С.Грибоедова, послужила
прототипом Софьи в «Горе от ума»).
В 1872 году дом был продан за долги с аукциона. Приобрел его и приспособил
под театр, сдавая различным антрепренерам, богатый московский купец
Лианозов. Перестраивал здание для Художественного театра Ф.О.Шехтель.
Открытка выпущена сразу же после окончания работ — над входом нет еще
знаменитого барельефа А.С.Голубкиной «Пловец».

Купеческий клуб
Этот дом, расположенный на Большой Дмитровке (в 1937-1992 годах — Пушкинская
улица), — бывшая усадьба графа Петра Салтыкова, генерала-губернатора
Москвы, — неузнаваемо перестроен. В 1839 году его под свой клуб арендовало
московское купечество. «Барский тон сменился купеческим, как и изысканный
французский стол перешел на старинные кушанья», — писал по сему В.А.Гиляровский.
В 1909 году клуб переехал на Малую Дмитровку, а здание купила семья
купцов и меценатов Бахрушиных. В одном из флигелей владелец сада «Аквариум»
мулат Томас открыл кабаре «Максим».
После революции огромный зал салтыковского особняка становится сценической
площадкой для различных музыкальных коллективов. Сейчас в нем размещается
Музыкальный академический театр имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Угол Софийки и Лубянской площади

На фотографии — начало улицы Софийки, называвшейся так по церкви Софии
Премудрости Божией. Впоследствии улицу переименовали в Пушечную — на
том основании, что еще в конце XV века здесь находился Пушечный двор,
на котором, кстати, мастером Андреем Чоховым была отлита знаменитая
царь-пушка.
Некоторые старожилы, наверное, помнят деревянную торцовую мостовую на
пушечной — единственную в Москве. Опыт оказался неудачным: вскоре вместо
дерева положили гранит, а еще позже — асфальт…

Большая Лубянка
Название этой улицы, по всей вероятности, дали поселившиеся здесь после
присоединения Великого Новгорода к Московскому государству новгородцы
— в их городе имелась улица Лубяница или Лубянка. На заре XX века была
Лубянка нешумной, с дорогими квартирами и множеством страховых обществ
и компаний — справочник «Вся Москва» за 1916 год называет их 15!
Нетрудно догадаться о времени постройки магазина одежды «Монополь»,
изображенного на открытке: женская головка на фасаде и башенки в виде
воздетых к небу рук — характернейшие признаки стиля «модерн», столь
модного в Москве в начале 1900-х годов.

Тексты к открыткам на цветной вкладке

Иверские ворота
Похожая открытка уже воспроизводилась нами на вкладке N 1 за 2003 год
с рассказом об Иверских воротах. Здесь ракурс несколько иной: в кадр
вошло здание московской городской думы, которому и посвящается комментарий
к этой открытке.
«Красный дом» был построен в 1892 году и своей изысканной прихотливой
величавостью подчеркивал важную роль думы в жизни города: она ведала
благоустройством, образованием, медициной, торговлей, благотворительностью;
думцы определяли налоговую политику. После революции в здании расположился
Здравотдел Моссовета, а в 1936 году открылся Центральный музей В.И.Ленина.
С 1991 года оно передано историческому музею.

Тверская: «Совершенно европейская улица»
Тверская улица считается главной в Москве начиная с XVIII века. Чем
только она не славилась! И магазинами, и кофейнями, и горячими сайками,
и модной одеждой. Лучшие архитекторы и крупнейшие подрядчики считали
за честь получить заказ на строительство здесь. Путеводитель 1884 года
называл Тверскую «средоточием городской торговли». И хотя «здесь миллионных
операций не делают, зато все прилизано и приглажено, короче, здесь вся
элегантная торговля Москвы с французами, немцами и другими благодетелями
наших карманов».
А вот свидетельство другого путеводителя — уже начала XX века: «Нарядная,
совершенно европейская улица с красивыми фасадами домов, щеголеватой
отделкой магазинов и пассажем; освещается она электричеством».

Тверская: Национальная гостиница и часовня Александра Невского

Перед нами — гостиница «Националь». Она была построена в 1903 году и
тогда же ее назвали «Национальной» (как и написано на открытке).
По поводу находившейся слева часовни в одном из путеводителей по Москве
начала XX века сказано: «Тверская улица проходит почти у самого своего
начала через Моисеевскую площадь, на которой стоит часовня в честь св.
Александра Невского, поставленная в память освобождения славян». Часовню
снесли в 1930-х годах.

Тверская: исчезнувший уголок
Какое место тверской запечатлел снимок? Ответить непросто, ведь домов,
что мы здесь видим, давно уже нет. Только по многочисленным вывескам
можно установить: мы находимся на отрезке главной московской улицы,
начинавшемся от Камергерского переулка: магазин кустарных игрушек, магазин
Христиана Эггольма («Русская упряжь, всевозможные седла, английские
шоры, беговые вещи»), расположенный в доме Фальц-Фейна…
В конце 1930-х годов бывшую Тверскую, к тому времени ставшую частью
улицы Горького, начали ломать и перестраивать. Большинство зданий было
снесено, некоторые передвинуты. Среди последних — дом Саввинского подворья
(справа на фотографии), построенный в 1907 году, а в 1938-м перемещенный
на 50 метров вглубь двора и заслоненный многоэтажкой, возведенной в
предвоенные годы известным советским архитектором А.Г.Мордвиновым..

Вид на храм Христа Спасителя
Эта открытка удачно дополняется другой — «Внутренность храма Христа
Спасителя: на цветной вкладке они помещены рядом.
Храм был заложен 10 сентября 1839 года в память об Отечественной войне
1812 года и освящен 26 мая 1883 года. «Его золотой громадный купол,
ярко блестевший на солнце, можно было разглядеть как золотую звезду
над лесом, когда до Москвы еще оставалось верст шестьдесят», — писал
современник. Лучшие художники и скульпторы России участвовали в украшении
храма, который одновременно вмещал более семи тысяч молящихся. В 1931
году храм был взорван, в 1995-2000 годах — воссоздан.

Памятник Александру III
Памятник предпоследнему русскому императору Александру III (автор —
А.М.Опекушин) был установлен на восточной стороне храма Христа Спасителя.
Вскоре после революции памятник взорвали, а на его месте 1 мая 1920
года заложили мемориал «Освобожденный труд». Тогда же в Музее изящных
искусств на Волхонке устроили выставку скульптурных проектов монумента,
которую не замедлили посетить Ленин и Луначарский.
Как известно, ни один из проектов так и не был одобрен и от идеи увековечить
в бронзе и граните «Освобожденный труд» пришлось отказаться…

Музей Александра III
Ныне это — главная достопримечательность Волхонки: всемирно известный
Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.
Он открылся в 1912 году в здании. Построенном победившим в конкурсе
архитектором Р.И.Клейном и первоначально назывался Музеем изящных искусств
императора Александра III при Московском университете, так как его экспозиция
создавалась на основе университетского Кабинета изящных искусств. Имя
Пушкина и статус государственного музей получил в 1937 году.

Александровский сад и Троицкие ворота
Практически все справочные издания подчеркивают, что Александровский
сад — один из первых общественных садов России. Он создавался в 1819-1822
годах у западной стены Кремля по проекту Главного архитектора «фасаднической
части Комиссии для строения Москвы» О.И.Бове. Александровским назван
в честь императора Александра I.
Ныне Александровский сад, считающийся выдающимся образцом садово-паркового
искусства эпохи классицизма, остается излюбленным местом гуляния москвичей.