Поиск
  • 21.06.2017
  • Альбом
  • Автор Галина Владимировна Аксенова

От Бейрута до Иерусалима

От Бейрута до Иерусалима

От Бейрута до Иерусалима


В. В. Матэ. Алексей Данилович Кившенко.  Гравюра. 1896 годС крещения Руси начинается история русского паломничества к святыням Иеру­салима и Ближнего Востока. В былинах и духовных стихах упоминается о том, как отправлялись в Святую землю калики перехожие. Игумен Даниил, один из самых известных паломников Древней Руси, оставивший описание своего «хождения», провел в Палестине почти полтора года. В разное время паломничество в Святую землю совершили игумен Варлаам и инок Ефрем, Дионисий Новгородский и преподобный Антоний Дымский, Евфросиния Полоцкая и Василий Калика, Стефан Новгородец и архимандрит Аграфений. Широко известны описания «хождений» в Царьград и Палестину московского купца Трифона Коробейникова (XVI век). Подробный отчет о путешествии на Восток — «Прос­кинитарий» — преподнес царю Алексею Михайловичу келарь Троице-Сергиева монастыря Арсений Суханов. Замечательным паломником‑путешественником, «пешеходцем» был В. Г. Григорович-Барский, в начале XVIII столетия обошедший всю Палестину, Сирию и Аравию до горы Синайской. В XIX веке в Святую землю устремились русские литераторы, ученые, художники. Писатель А. Н. Муравьев подробно рассказал о своем паломничестве в Палестину и Египет в 1830 году. Дипломат В. П. Орлов-Давыдов опубликовал «Путевые записки» (СПБ., 1839), сопроводив их подробным атласом. Известный богослов, историк, археограф, переводчик архимандрит Леонид (Кавелин. 1822–1891), возглавив Русскую духовную миссию в Иерусалиме, оставил не только заметки о Святой земле, но и исследования о посещении русскими людьми христианских святынь Востока.
С начала XIX века Академия художеств начала устраивать научно‑художественные экспедиции на Ближний Восток. Запечатлен­ные их участниками виды Святой земли во­шли впоследствии в книжные и альбомные издания.
Одним из первых русских художников, совершивших путешествие в Иерусалим, стал известный живописец‑пейзажист М. Н. Воробьев. В 1820 году он «вычертил, вымерил и зарисовал все главнейшие места, чтимые христианами», для того, чтобы «привести храм Воскресения Христова в Новом Иерусалиме в большее соответствие с оригиналом, находящимся в историческом городе»1. Привез художник из поездки и замечательные пейзажные виды Иерусалима и Мертвого моря.
Образ Ближнего Востока и Святых мест передали русские живописцы Г. Г. и Н. Г. Чернецовы. С их литографированным альбомом видов Палестины соотечественники смогли познакомиться в конце 1840‑х годов.
Яркие живописные рассказы о ближневосточных святынях принадлежат художникам В. В. Верещагину и В. Д. Поленову, в 1884 году путешествовавших по Палестине и Сирии.
Большую помощь паломникам в середине XIX века стала оказывать Русская духовная миссия, учрежденная в Иерусалиме в 1847 году. В 1858 году при российском МИДе открывается Палестинский комитет, затем в 1864‑м создается Палестинская комиссия, а в 1882‑м — Императорское Православное Палестинское Общество. Покупаются земли в Иерусалиме и близ него, на которых строятся храмы, подворья, школы, приюты. Возникает Русская Палестина. Ставилась цель не только «приумножать земельные владения России в Палестине, <…> а приобретать участки, наиболее интересные с исторической точки зрения»2. Стараниями возглавлявшего миссию в 1865–1894 годах архимандрита Антонина (Капустина) начинается история отечественной библейской археологии. В начале 1870‑х годов он приступает к раскопкам на вершине Елеонской горы3, в 1875‑м — к археологическому исследованию Иерихона, а в 1883‑м предпринимает раскопки близ храма Воскресения Христова в Иерусалиме на так называемом «Русском Месте».
Все перечисленное «способствовало быст­рому возрастанию интереса русского общест­ва к Палестине»4.

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию