Поиск

Рижский вокзал

Рижский вокзал

Рижский вокзал


 

11 сентября 1901 года в Москве у Крес­товской заставы открылся новый вокзал — Виндавский (ныне — Рижский), названный так по латышскому городу Виндаве (ныне — город‑порт Вентспилс), куда в тот же день и отправился первый поезд. Открывали вокзал торжественно, с молебном, в присутст­вии городских властей и представителей московских деловых кругов.

Строительство вокзала началось пос­ле подписания императором Николаем II 2 марта 1897 года соответствующего указа. Как и почти все московские вокзалы, он возводился на частные средства — в данном случае акционерного общества Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, крупнейшей на тот момент в России. Расходы оказались нешуточными, ведь Московская городская управа, куда правление акционерного общест­ва обратилось с просьбой «изъявить согласие на расположение товарной и пассажирской станции «Москва» у Крес­товской заставы на пустопорожних местах между линией Николаевской железной дороги и Лазаревским кладбищем», выдвинула ряд условий. Владельцы дороги должны были не только построить вокзал, но и профинансировать благоустройство прилегающей местности. Определенное же для строительства место в конце XIX века представляло собой захолустную московскую окраину — попрос­ту пустырь. Акционерному обществу предлагалось профинансировать и решение ряда городских проблем: перенести часть труб Москворецкого водопровода, попадавших на территорию будущего вокзала, замостить проезд вдоль близлежащего Лазаревского кладбища, соорудить тротуар и мостовую в Трифоновском переулке и так далее.

Автором проекта вокзала выступил архитектор правления Московско-Виндаво-Ры­бинской железной дороги Станислав Антонович Бржозовский (1863–1930‑е). Академик архитектуры (1895), член Петербургского общества архитекторов, он немало потрудился в своей жизни для отечественных железных дорог. По его проекту возведен в Петербурге Витебский вокзал (1900–1904), ставший ярким примером раннего модерна. В числе других работ зодчего можно назвать проект сортировочной станции и вокзала в Царском Селе и павильона железнодорожной станции Покровское-Стрешнево (разрушен в 1980‑х годах).

 

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию