Поиск

Жемчужина московского модерна

Жемчужина  московского модерна

Жемчужина московского модерна


Фрагмент интерьера особняка В. Д. Носова.  Фотография Д. А. Боганова. 2010 год

 

Особняки Москвы — особая тема. Многие из них являются памятниками архитектуры и истории. Москвичам хорошо известны такие дома, как мемориальная квартира А. С. Пушкина на Арбате, Музей‑квартира Чеховых на Садовой-Кудринской улице, Музей‑квартира А. М. Васнецова, Дом‑музей Л. Н. Толстого, Дом‑музей М. Ю. Лермонтова, Дом‑музей Ф. И. Шаляпина, Дом Н. В. Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека, Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина и другие. В советское время особняки использовались и более утилитарно — под библиотеки, детские сады, архивы. Сегодня в поисковике «Яндекса» около трех миллионов страниц об особняках столицы, и подавляющее большинство сайтов предлагает последние в аренду для размещения офисов и на продажу в качестве жилья для богатых. Так что немногие из этих старинных зданий теперь служат нашей истории и культуре.

Особняк А. И. Кекушевой

Привлекающий внимание оригинальным и живописным внешним видом особняк на Электрозаводской улице, 12, строение 1 (архитектор Л. Н. Кекушев), — подлинная жемчужина московского модерна. Сегодня это — культурно‑исторический центр «Особняк купца В. Д. Носова», филиал Российской государственной библиотеки для молодежи. 16 апреля 2009 года он торжественно открылся для посетителей. В особняке размещены историко‑документальные экспозиции, посвященные купеческой семье Носовых, творчеству архитектора Л. Н. Кекушева, а также «Россия и иностранный капитал», «История Московской городской думы», «История отечественного предпринимательства». В фондах нотно‑музыкального отдела библиотеки хранится 70 тысяч грампластинок, 40 тысяч нотных изданий, книги по музыке.

Дом П. Н. Перцова

* * *
Необычный деревянный особняк был построен в начале XX века, когда в Западной Европе, а затем и в России широкое распространение получило художественное направление под названием модерн (фр. moderne — современный), или ар‑нуво (фр. art nouveau — новое искусство). Модерн как стиль проявлялся не только в архитектуре, но и в изобразительном искусстве, в оформлении интерьеров, даже в книжном деле.
Московский модерн, в отличие от петербургского, более свободен, живописен, пластичен, включая в себя и готические, и национально‑романтические элементы. Яркие примеры сочетания таких элементов можно найти, например, в напоминающем средневековый замок собственном особняке Л. Н. Кекушева или в здании дома П. Н. Перцова, построенного в 1906–1907 годах по эскизам талантливого художника Сергея Васильевича Малютина. В Москве проекты зданий в новом стиле разрабатывал также архитектор Георгий Иванович Макаев (1871–1916) — автор нескольких построек, в числе которых северное крыло Политехнического музея и доходный дом Тарховой. Архитекторы В. Ф. Валькот, Л. Н. Кекушев и А. Э. Эрихсон создали «энциклопедию русского модерна» — здание гостиницы «Метрополь». Известен был и архитектор Николай Иванович Жерихов (1870‑е – 1916) — один из выдающихся мастеров эпохи модерна: в дорогих районах столицы (Арбат, Остоженка, Басманная, Мещанская) с 1902 по 1915 год по его проектам было сооружено 46 доходных домов.

 

 

 

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию