Поиск

Августейшая художница

Августейшая художница

Августейшая художница


В музейно-выставочном комплексе Московской государственной специализированной школы акварели С.Н. Андрияки развернута уникальная экспозиция под названием «Искусство Великой княгини» — собрание живописных работ Ольги Александровны Романовой, а также исторические документы, фотографии, реликвии. Выставка, привезенная из Канады невесткой августейшей художницы, возглавляющей благотворительный фонд Великой княгини, дает представление не только о творчестве действительно незаурядного мастера, но и о судьбе дочери Александра III, которую Ольга Александровна, несмотря на все потрясения, сумела принять с благородным достоинством…
Ее детство прошло большей частью в Гатчине, где предпочитал жить Александр III. Рисовать девочка начала рано. Пробуждению и развитию врожденного художественного таланта способствовала поэтическая красота окрестностей и изысканность дворцовой обстановки, а также влияние отца, искренне любившего искусство. Дворец постоянно посещали известные живописцы М.Зичи и Л.Премацци, позднее — замечательный акварелист Альберт Бенуа. Уроки рисования вел художник-передвижник К.Лемох.
Из листов, созданных в Гатчине, на выставке представлены «Дворцовый привратник», «Русский ветеран Н.Г.Щегол», «Часовой», «Дворцовый арап» и другие. В них еще ощущаются приметы ученичества. Вместе с тем стремление передать характерность позы, выявить пластику модели — налицо.
После смерти отца гатчинский дворец опустел. Между тем жизнь шла своим чередом. Великая княжна подросла, вышла замуж за принца П.А.Ольденбургского. Однако брак не сложился, супруги разъехались. Ольга Александровна много сил и времени отдавала делу благотворительности — и, конечно, не прекращала занятий живописью. Характерный пример ее творчества этой поры — полотно «Осень в парке» (холст, масло), исполненное светлой грусти.
В 1914 году, с началом первой мировой войны, Великая княгиня уходит на фронт сестрой милосердия — работает в госпитале в Ровно, затем во Львове. Здесь застает ее Февральская революция. Ольга Александровна переезжает в Киев к матери — вдовствующей императрице Марии Федоровне. Время до эмиграции в Данию — время тревог и волнений. На выставке демонстрируются несколько произведений периода войны и революции, в их числе выполненные масляными красками «Сестра милосердия на прогулке», «Осенний ландшафт в Малороссии», «Река Днепр» и два акварельных листа «Станица Новоминская».
Жизнь в Дании, в уютной резиденции матери Видор (Хвидер) в окрестностях Копенгагена и на купленной позже под Копенгагеном ферме, была наполнена заботой о семье, о детях (еще в 1916 году Ольга Александровна вышла замуж за гвардейского полковника Н.А.Куликовского). Ольга Александровна по-прежнему много пишет — в основном свои излюбленные цветочные натюрморты и пейзажи («Пионы перед домом», «Цветочная клумба в саду», «Сад Видора», «Набережная с цветами», «Балкон», «Старинный итальянский колодец в саду летнего королевского дворца в Видоре»). Постепенно ее работы получают известность. Ольга Александровна посещает выставки, следит за художественной жизнью Европы. Однако столь модные тогда модернистские течения в живописи не затронули ее — она понимала искусство не как конъюнктурную суету, но как высокое служение, оставаясь в современной ей западной культуре художником для немногих.
В 1940 году Данию оккупировала гитлеровская Германия. Семье, известной своей любовью к оставленной Родине, приходится жить крайне замкнуто. В эти годы Ольга Александровна создает ряд композиций (маслом) на тему России — Руси: монашеские скиты, старинные церкви…
В 1949 году семья переезжает в Канаду. Новые впечатления воплощаются в традиционно любимых мотивах: склоненные над водой кроны деревьев, зелень трав, даль полей под светлым небом, изгиб русла небольшого ручейка, заснеженный дворик с прислоненными к стене детскими санками, горячий свет солнца на дорожках сада, прозрачная глубина летних теней, томный жар летнего дня («Ландшафт», «Ручей», «Уютный уголок в саду», «Сноп», «Няня», «Весенний пейзаж с мать-и-мачехой», «После стирки»).
С возрастом Ольга Александровна, затрудняясь совершать поездки на этюды, все чаще работает в интерьере — пишет опять же преимущественно цветочные натюрморты («Цветы на подоконнике», «Чайный столик»). В то же время память все чаще возвращается к образам далекого прошлого: лица давних друзей, дни безоблачного детства, липы Летнего сада, революционные потрясения, беженцы гражданской войны — одним словом: Россия («Княгиня Вяземская», «Тихон Николаевич за пасхальным столом», «Красный угол» и другие работы). Чувство Родины с особой пронзительностью воплотилось в акварели «Елка с шарами и мишурой». Стоит пушистая рождественская елка, сияют на ней гирлянды, рядом — неизменные букеты цветов, а в глубине, на каминной полке — небольшой портрет императора Александра III. В творческом наследии Ольги Александровны, с детства боготворившей отца, это — единственное его изображение.
Сегодня искусство Великой княгини вновь возвращается в Россию…