Поиск

Московский художник Александр Бейгуль

Московский художник Александр Бейгуль

Московский художник Александр Бейгуль


Совсем недавно на Крымском валу открылась выставка произведений художников существовавшей в начале XX века группы «Бубновый валет». Мой родственник Александр Николаевич Бейгуль в свое время участвовал в нескольких экспозициях этой группы. О судьбе его работ никому из нашей семьи не было известно, поэтому я решила поинтересоваться, не объявились ли они сейчас. К счастью, оказалось: одна из картин только что продана в галерее «Элизиум»; это вселило надежду, что, возможно, уцелели и другие. Поскольку сведений об Александре Бейгуле в искусствоведческой литературе очень мало, а прямых потомков у него не осталось, я взяла на себя смелость рассказать все, что знаю о нем.
Еще до войны, провожая меня в музыкальную школу по Денежному переулку, бабушка каждый раз говорила, указывая на маленький деревянный дом с колоннами: «А вот здесь когда-то жил мой двоюродный брат Шура Бейгуль, художник». Всю оставшуюся часть пути занимал рассказ о том, как весело проводили когда-то время в Питере она — бестужевка Леночка Склабинская — и два ее брата-студента: Сергей (родной) и Шурка. В гостиной нашей арбатской квартиры висели три вещи Александра Бейгуля: копия с портрета Новикова, этюд — вид Волги — в красивой золоченой раме и портрет моей мамы, ученицы балетной школы ГАБТа, выполненный в стиле модерн.
Первый Бейгуль, о котором нам что-либо известно, — Василий Мартынович, служивший в 11-м гренадерском Фанагорийском имени А.В.Суворова полку1. За участие в Бородинской битве Василия Бейгуля наградили золотым оружием и произвели в обер-офицеры, а позднее, 19 декабря 1812 года, он получил орден св. Анны IV степени2. Имя его было высечено на памятной мраморной плите в храме Христа Спасителя3.
Праправнук В.М.Бейгуля Николай Николаевич Бейгуль родился в одной из станиц Астраханской губернии 14 ноября 1858 года. Окончив в 1877 году астраханскую классическую гимназию4, он стал студентом-стипендиатом медицинского факультета Казанского университета; через три года женился, отчего вместо положенных пяти лет проучился семь5. В 1882 году жена подарила ему сразу троих сыновей-близнецов: Александра, Алексея и Анатолия.
Вскоре после окончания университета Николай Бейгуль был случайно убит на охоте. Вдова — Мария Александровна, урожденная Петонди — осталась с тремя малышами на руках. Жила она с матерью Марфой Матвеевной, также рано овдовевшей. Лишенные материальной поддержки, женщины тем не менее смогли выходить детей.
В 1890 году Александра и Алексея отправили в астраханскую классическую гимназию, а Анатолий, с рождения страдавший эпилепсией, остался дома. Родная сестра Марии Александровны — Софья, в замужестве Склабинская (моя прабабушка), жившая в Астрахани, приняла сирот под свое крылышко. Ее муж Вячеслав Иванович в студенческие годы был самым близким другом покойного Николая Николаевича: они вместе снимали квартиру и даже женились на родных сестрах. Мария Александровна в 1881 году крестила первого ребенка Склабинских — дочь Елену. Сережа Склабинский учился в одном классе с кузенами, но особенно привязался к Александру. Скоро Сергей и Александр надумали перевестись в питерскую гимназию, чтобы по окончании ее продолжить обучение в столице. Вячеслав Иванович идею поддержал, и юноши в 1900 году отправились в Санкт-Петербург.
Зимой 1899 года сестра Сергея Елена поступила на Бестужевские женские курсы. Ребята поселились в одной с ней квартире на Васильевском острове, в некотором роде очутившись под присмотром «старшей». Однако этой «старшей» исполнилось всего 19 лет и в детстве именно она верховодила братьями во всех их затеях.
В 1901 году Сергей стал студентом юридического факультета Петербургского университета, а Шура начал совершенствоваться в избранной им профессии живописца. Где он учился — пока узнать не удалось.
В 1904 году окончила курсы Елена, но осталась в Питере. Шла русско-японская война, и Елена, как многие тогдашние девушки, решила поступить на курсы медсестер. Кроме того, ей предстояло официальное обручение с будущим мужем.
Лето Шура проводил, как правило, или у Склабинских на даче, где писал приволжские виды, или в степях на охоте с дядей и двоюродным братом Юрием Склабинским. В 1906 году Шуру призвали в армию. На фото, запечатлевшем его в гостиной астраханского дома Склабинских зимой 1906 года, он еще в штатском. Рядом — Вячеслав Иванович и Софья Александровна Склабинские, Сергей, Юрий, Елена с мужем и все братья-близнецы Бейгули. На большом семейном снимке, сделанном летом 1906 года, Шура уже в летней военной форме — вольноопределяющийся 308-го Чебоксарского пехотного полка.
В 1909 году, отслужив положенный срок, потомственный почетный гражданин, художник Александр Николаевич Бейгуль поселился в Москве6 и стал студентом частной художественной школы К.Ф.Юона. Адрес у него каждый год менялся, так как летом он уезжал на этюды, а осенью нанимал новую квартиру. Благодаря оказанной дядей материальной поддержке Александр побывал в Париже и Италии.
Об Александре Бейгуле как о художнике я, повторяю, долгое время знала очень мало. Никаких сведений в специальной литературе найти не удавалось. Наконец в одной книге, посвященной творчеству членов группы «Бубновый валет», я обнаружила краткое о нем упоминание7 (он не был членом группы, а только экспонентом). В Каталоге выставки «бубнововалетовцев» за 1912 год также есть несколько слов о художнике Бейгуле А.Н., живущем в Москве (Большая Садовая, дом Пигат, квартира 39), авторе работы под названием «Мертвая натура»8. В Каталоге 1913 года указан уже другой адрес: Москва, 1-я Брестская улица, дом 18, квартира 6. Бейгуль выставлял три вещи: «Notre-Dame», «Pont Neuf» и «Versailles»9. Судя по этому, можно предположить, что летом 1912 года он посетил Париж.
В 1914 году Александр Николаевич Бейгуль женился. Жена, Евфросиния Артемьевна, имела собственный дом в районе Арбата (Денежный переулок, дом 9)10 — именно мимо него мы и проходили с бабушкой по дороге в музыкальную школу. В справочниках «Вся Москва» за 1915-1917 годы Александр Бейгуль не значится. Скорее всего, они с молодой супругой проводили в Италии медовый месяц, а начавшаяся война задержала их возвращение на родину. Более того, кажется, художник вернулся «соло». После революции он снова в Москве — живет на 1-й Мещанской (Астраханский переулок, дом 8, квартира 8)11. Ранее эту квартиру в течение четырех лет снимала семья Елены Вячеславовны Чапковской (урожденной Склабинской), в конце 1917 года переехавшая в Астрахань.
В книге «Выставки советского изобразительного искусства», на которую я здесь уже ссылалась, работы Александра Бейгуля упоминаются трижды, и все три раза — за 1919 год. В «Каталоге 8-й государственной выставки» 1919 года перечисляются его картины (номер от 30 до 39): «Мост во Флоренции», «Площадь во Флоренции», «Канал Венеции», «Пейзаж», «Цветы», «Натюрморт», «Хлебы», еще один натюрморт и «Версаль»12. В том же 1919 году Александр Бейгуль выставлялся еще дважды: в Рязани13 и в Витебске14.
Это — все, и этого я не понимаю. Хочу напомнить: в нашей квартире на Арбате висел портрет моей мамы, выполненный А.Н.Бейгулем никак не раньше 1927-1928 годов. С другой стороны, в справочниках «Вся Москва» за 1926-1929 годы Бейгуля я не нашла, а в письмах братьев Склабинских из эмиграции нет ни одной просьбы передать привет Шуре — только Алексею и Марии Александровне. Возможно, он переехал в какой-то другой город и бывал в Москве наездами»
В общем, вопросов пока больше, чем ответов. Хочется все же надеяться, что творческое наследие незаслуженно забытого художника Александра Бейгуля не кануло в Лету и еще обретет свою судьбу.

 

1. Шавров К.Р. Краткая история 11-го гренадерского Фанагорийского полка (год издания отсутствует).


2. Список кавалерам ордена св. Анны. СПб., 1828.


3. Алфавитный указатель частей войск, участвовавших в делах и сражениях Отечественной войны 1812-1818 гг. СПб., 1911. С. 21.


4. Остроумов Т. Исторический очерк Астраханской 1-й мужской гимназии за время с 1806 по 1914 год. Астрахань, 1916.


5. Алфавитный список студентов Императорского Казанского Университета 1877-1884 гг.


6. Вся Москва. 1909-1912 гг.


7. Севрюхин Д.Я., Лейкинд О.Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР 1820-1932 гг. СПб., 1992. С.31.


8. Каталог выставки картин общества художников «Бубновый валет». М., 1912. С. 3.


9. Каталог выставки картин художников «Бубновый валет». М., 1913. С. 5; Выставки советского изобразительного искусства. Т.1. 1917-1932. М., 1965. С. 42, 51, 57.


10. Вся Москва. 1914 г.


11. Адресная книга членов профсоюза художников-живописцев Москвы. 1919. Рукопись. РГАЛИ. Ф.646, оп. 1, ед. хр. 332.


12. Каталог 8-й государственной выставки (картины без жюри). М., 1919. С. 5.


13. 3-я выставка картин. Открыта в Рязани в 1919 году. Рязань, 1919. С. 51.


14. 1-я государственная выставка картин местных и московских художников. Витебск, 1919. С. 57.