restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır

Поиск

Храм рождества Иоанна Предчети в Ивановском

Храм рождества Иоанна Предчети в Ивановском

Храм рождества Иоанна Предчети в Ивановском


Въезжая в Москву по Реутовской эстакаде, справа над густыми кронами деревьев можно увидеть горящие золотом кресты и изящную колокольню. Это — храм Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском. Его история неотделима от истории села Ивановского, ныне входящего в Восточный административный округ столицы. В XVII веке (а именно к этому периоду относится первое документальное упоминание о храме) Ивановское являлось частью дворцового хозяйства царя Алексея Михайловича в Измайлове — бывшей вотчине бояр Романовых. В период Смуты многие города и веси Русской земли были разорены. К середине XVII столетия Измайлово и его окрестности пребывали в запустении. Алексей Михайлович, к которому перешли эти земли, взялся за их обустройство, создав цветущее хозяйство с садами, огородами, пасеками, рыбными прудами и даже зверинцем. В 1663 году сюда переселили около тысячи крестьянских семей из других дворцовых волостей. В это время Ивановское представляло собой «приселок» царского села Измайлова. Тут имелась мельница «с земляною плотиною длиной 170, шириной 11, вышитой 2 сажени», а также два пруда — в них откармливали карасей и линей к государеву столу.В 1666-1667 годах в Ивановском строится деревянная церковь в честь Рождества честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с приделами во имя святителя Василия Великого, епископа Кессарии Каппадокийской, и святого великомученика и Победоносца Георгия. В писцовой книге под 1676 годом говорится: «Обложка на Москве данью вновь новопостроенная церковь в Московском уезде, в Радонежской десятине, великого государя дворцового села Измайлова в приселке Ивановском, а на тою церковь, по указу Патриарха и по помете на выписке дьяка Перфилия Семенникова по сказке той церкви попа положено дани 10 алтын 2 деньги, заезда гривна и велено с той церкви данные деньги по тому окладу взять с 7178 (1670) года». Иконы для храма — первоначально шатрового, как и в других окрестных селениях — Измайлове и Черкизове, писал изограф Сергий Рожков «с товарыщи».До 1676 года Ивановское числилось в Приказе Тайных дел, а затем в Приказе Большого Дворца. Приход храма был немногочислен: согласно докладной записке, поданной местным священником с причетниками в 1700 году, «крестьянских дворов и пустошей и лавок и иных доходов за ними нет, а приходских-де у них только 10 дворов». 11 июля 1700 года царь повелел: «Того приселка Ивановскому попу с причетниками ругу не давать и из окладу выложить, а довольствоваться им подаянием приходских людей».Относительно служивших в храме в XVII-XVIII столетиях почти ничего не известно. В 1717 году здесь состояло три клирика, носивших фамилию Сидоров (по всей видимости, родственники): священник Дмитрий Сидоров, дьячок Иван Сидоров и пономарь Афанасий Сидоров. В 1712-1739 годах Ивановским приходом церковной дани платилось 23 алтына 4 деньги, что по тем временам являлось суммой незначительной — стало быть, он и тогда не относился к числу многолюдных.В 1801 году был выстроен ныне существующий храм, по своему архитектурному облику относящийся к стилю раннего классицизма. В 1812 году здесь, как и в окрестных селах, хозяйничали французы. Генерал-лейтенант князь Голицын писал фельдмаршалу М.И.Кутузову 17 сентября 1812 года: «Адъютант мой, узнав от мужика, что в 11 верстах от Москвы в селе Ивановском французы грабят, дал знать казакам, кои, дождавшись ночи, на них напали и всех захватили в плен, из которых двух ранили. С нашей стороны никакой потери не было. Пленных 11 человек: 7 прусаков, 3 поляка, 1 француз; при конвое препровождены во Владимир к г. гражданскому губернатору». Французские мародеры не щадили православных святынь. Об этом, в частности, свидетельствуют поступавшие в Московскую Духовную консисторию рапорты сельских священников Московской округи о готовности к освящению их церквей после отступления Наполеона. Вероятнее всего, печальная участь не миновала и храм в Ивановском. Около 1842 года внутреннее его убранство претерпело значительные изменения: бригада реставраторов, работавшая здесь в 1979 году, обнаружила, что именно в третьей четверти XIX века производилась полная запись первоначальной настенной живописи, с изменением композиции и колорита. Тогда же был перекрашен и частично позолочен иконостас. На картах XIX века к северу от храма указана часовня. Примерно в пятистах метрах к северо-западу находился святой колодец. Вокруг образовалось кладбище. К храму Рождества Иоанна Предтечи была приписана церковь Спаса Нерукотворного Образа близлежащего села Губино (Гиреево), построенная в 1718 году князем Иваном Алексеевичем Голицыным и не имевшая собственного причта.По данным на 1859 год, Ивановское насчитывало 570 жителей (84 двора). После отмены крепостного права село вошло в Пехорскую волость Московского уезда. В конце XIX века здесь имелось 138 дворов. Сельчане выращивали картофель, овощи и зерновые. Большинство работало на расположенных поблизости небольших фабриках, принадлежавших московским купцам. По переписи 1926 года, в Ивановском числилось уже 1275 человек. В ходе коллективизации в селе был организован колхоз «Вперед». Храм же избежал участи многих московских церквей — его не закрыли. Более того, сюда был перенесен в качестве приставного престол разоренной церкви Спаса Нерукотворного Образа в Гирееве.В 1960 году Ивановское оказалось в черте Москвы, новые границы которой были определены кольцевой автодорогой. Скоро началось массовое жилищное строительство. Деревянные дома сносились, жители переселялись в новые микрорайоны. На страницах книги «Путешествие по новой Москве» журналист Лев Колодный бодро рапортовал: «Десять лет тому назад бывал я тут (в Ивановском. — Авт.) и видел это большое село, над его избами возвышался каменный храм с колокольней, трапезной в стиле русского классицизма начала прошлого века. Тогда еще тут было правление совхоза, собиравшееся переезжать за пределы кольцевой дороги, разделившей село пополам… Вхожу в Ивановское и вижу: теперь его пересекают широкие улицы, где стоят высокие многоэтажные дома Москвы… Почти все застроено…» Один лишь уцелевший храм Рождества Иоанна Предтечи радовал глаз на фоне панельных коробок. Вплотную к ограде пролегла новая улица Сталеваров, святой колодец засыпали. В середине ХХ века настоятелями этой церкви поочередно являлись представители одной семьи Романеевых. Священники занимали небольшой одноэтажный бревенчатый дом, который сохранялся до 1990-х годов.Долгие годы в храме Рождества Иоанна Предтечи служили протоиереи Николай Ведерников и Михаил Шевченко — ревностные и добрые пастыри. В ноябре 1989 года настоятелем был назначен протоиерей Петр Захаров. Вскоре началась реконструкция церкви. К колокольне сделали две пристройки: за счет одной расширилась трапезная, а в другой разместилась ризница. В 1991 году состоялась закладка фундамента нового дома причта. Вскоре здесь возник целый комплекс: крестильный храм, воскресная школа, вспомогательные хозяйственные помещения. В церковном дворе появился магазин православной литературы.Существенно изменился и внутренний облик храма. Стены заново расписаны, пол, прежде крытый плитами желто-серого песчаника, ныне выстлан серым гранитом. В 1997-1998 годах ввиду тесноты левый придел в честь святителя Василия Великого был перенесен в крестильный храм, а правый, в честь великомученика и Победоносца Георгия, — в главный алтарь. 9 марта 1991 года на празднование обретения главы Иоанна Предтечи храм впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.В феврале нынешнего года настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском протоиерей Петр Захаров отметил сразу два юбилея — 50-летие со дня рождения и свое 20-летие пастырского служения. Авторы статьи и коллектив «Московского журнала. История государства Российского» присоединяются ко всем поздравлениям, прозвучавшим в адрес отца Петра и желают ему крепкого здоровья и многая лета.