Поиск

Летописец

11 октября 2000 года
Объединение «Мосгорархив»
(Международная улица, 10)
Фотовыставка, посвященная последствиям бомбардировок Югославии авиацией НАТО в марте — июне 1999 года

Название выставки — «Земля в пламени — жертва операции «Милосердный ангел». 78 дней бомбардировки Югославии».
«Милосердный
ангел» — так цинично окрестили свою варварскую военную операцию 19
«развитых», «цивилизованных» государств во главе с США. Подвергшиеся
геноциду (на исконно сербской земле Косово и Метохия) сербы пытались
отстоять целостность своей страны против албанско-мусульманского
сепаратизма и терроризма так называемой Армии освобождения Косово —
изуверов-фанатиков идеи Великой Албании, а по сути — марионеток в руках
радетелей «нового мирового порядка». «Мировое сообщество», включившее
накануне в свои ряды перебежавших в НАТО братьев-славян — поляков,
венгров, чехов, — усмотрев в Косово «гуманитарную катастрофу албанского
населения» (о жертвах и страданиях сербов — ни слова!), предприняли
«миротворческую акцию». Выставка демонстрирует всю бездну кровавого
ужаса, в которую ввергли суверенное балканское государство натовские
«миротворцы» и «гуманисты».
Экспозиция подготовлена Архивом Сербии и
Историческим архивом Белграда при содействии (предоставление помещения и
оборудования, оформление) Центра научного использования и публикации
архивного фонда (ЦНИиПАФ) объединения «Мосгорархив». Устроители с
югославской стороны на открытии отмечали, что фотографии собирались по
всей стране: разрушенные храмы, памятники архитектуры и культуры, музеи,
театры, библиотеки, школы, больницы, детские сады, объекты
жизнеобеспечения; трупы, кровь и слезы на фоне пожарищ… При этом
югославские архивисты подчеркивали: экспонаты отбирались наиболее
«безобидные», щадящие — такие, чтобы нормальный человек был в состоянии
глядеть на них без шока. 
В пресс-релизе говорится:
«Выставленные фотографии показывают только частицу страшных материальных
разрушений и ужасов, которые испытали невинные граждане в течение 78
дней беспрестанных бомбардировок. 1100 самолетов совершили более 25200
боевых вылетов, на Югославию было сброшено свыше 25000 тонн взрывчатых
веществ. Использовались все виды боевых средств, в том числе кассетные
бомбы… применение которых запрещено международными конвенциями.
Жертвами бомбежек становились в основном гражданские лица. Убитых было
более двух тысяч человек и около пяти тысяч — раненых… Люди гибли в
своих домах, на рабочих местах, на дорогах, улицах, рынках. Гибли в дни
празднования Пасхи… Во имя демократии НАТО систематически и
круглосуточно бомбардировал военные и гражданские цели Югославии,
нарушая прежде всего свой Устав, по которому может производить военные
действия только на территории государств-членов. Государства,
участвовавшие в натовской акции, нарушили свои собственные Конституции,
запрещающие неспровоцированную агрессию. Нападение было осуществлено
вопреки нормам и международного права: попранными оказались пункт 2
Устава ООН (применение силы без санкции Совета безопасности ООН),
Женевская конференция о военном праве от 1949 года, Декларация о правах
человека, Декларация о защите культурных ценностей, Декларация о
принципах толерантности, а также многие другие статьи международного
гуманитарного права, которыми международное сообщество до сих пор
руководствовалось…»

    19, 20 октября 2000 года
    Третьяковская государственная галерея
    (Лаврушинский, 12)
    Государственный Исторический музей
    (Красная площадь, 1/2) Сокровища Перми в Москве

Сразу
двумя выставками — художественной и историко-краеведческой — была
представлена Пермь в двух известнейших музеях столицы. «Россия, — писал
когда-то пермяк Михаил Осоргин, — состоит из нагромождения земель,
климатов, гор, равнин, народов, языков и культур». Расположенная на
Западном Урале, на стыке Европы и Азии, где издавна проходили важнейшие
торговые и кочевые пути, Пермская область со своими огромными природными
ресурсами и уникальными историко-культурными традициями имеет
«особенный цвет» на карте великой России. Не случайно когда-то земли
Верхнего Прикамья называли Пермью Великой. 
Экспозиция в
Государственном Историческом музее включала только малую часть
археологических, этнографических и художественных коллекций из областных
собраний, насчитывающих более миллиона экспонатов. Тем не менее
выставка оказалась впечатляющей. Минералы и окаменелости древних
растений и животных представили одну из уникальнейших в мире — пермскую
геологическую систему; медно-бронзовое литье древних уральских племен —
пласт мировой культуры, известный как «пермский звериный стиль».
Епископский посох начала XV века, украшенный накладками из резной кости с
изображением деяний Стефана Пермского, просветителя пермских народов, —
раритет национального значения. Пермская деревянная скульптура XVIII —
XIX веков была широко представлена в обоих музеях. Среди уникальнейших
образцов — Распятие XVIII века из церкви строгановского Орла-городка и
«Святой Никола Можайский» (первая половина XVIII века). Редкий документ —
Жалованная грамота Ивана IV Г.А.Строганову на земли по реке Каме (1558
год) относится к эпохе, когда в целях промышленного освоения восточных
земель «именитые люди» солепромышленники Строгановы получили там
обширные владения. Отсюда берут свое начало такие новые явления
отечественной культуры, как живопись крепостных художников (интересен
выставленный в Третьяковской галерее портрет работы С.П.Юшкова,
изображающий не аристократку, а оброчную крепостную крестьянку
Строгановых П.П.Шарину. Холст, масло. 1850-е годы), строгановское
золотное шитье (великолепный образец — плащаница XVIII века из
старейшего на Урале Пыскорского монастыря), строгановская иконопись
(икона-складень «Распятие с предстоящими» XVII — XVIII веков).
Художественная
выставка, проходившая в Третьяковской галерее в рамках проекта «Золотая
карта России» (о котором «Московский журнал» писал не раз), значительно
дополнила историческую. Пермская Государственная художественная
галерея, представляющая собой сегодня одно из самых богатых в стране
собраний — около 42 тысяч произведений, открылась 7 ноября 1922 года. Ее
первым директором был Александр Константинович Сыропятов, оценивавший
это событие как свидетельство «определенной культурной зрелости края».
А.К.Сыропятова вскоре сменил Николай Николаевич Серебренников —
собиратель основных коллекций, первый исследователь теперь всемирно
известной пермской деревянной скульптуры. Его экспедиции 1922 — 1924
годов спасли еще остававшиеся образцы от полного уничтожения.
Н.Н.Серебренников выпустил первый каталог, а в 1967 году издал книгу
«Пермская деревянная скульптура». Не случайно предложенная москвичам и
гостям столицы экспозиция была посвящена 100-летию со дня рождения этого
талантливого музейщика.
Богата Пермская художественная галерея и
произведениями русской живописи. В XIX веке сюда приехали будущий
профессор Академии художеств В.П.Верещагин и его брат, академик
пейзажной живописи П.П.Верещагин; в Прикамье долго и серьезно работали
известный пейзажист И.И.Шишкин, ученики И.Е.Репина А.В.Маковский и
В.А.Плотников. 
Участие в московских экспозициях приняли также
Пермский областной краеведческий музей, Коми-Пермяцкий областной
краеведческий музей, музей Пермского государственного университета,
краеведческие музеи городов и поселков области. 

    31 октября 2000 года 
    Центральный Дом работников искусств
    (Пушечная, 9)
    Вторники «Московского журнала»
    Открытие сезона 2000/2001 года. 
    Вечер, посвященный памяти композитора Александра Сергеевича Лобзова (1929-1986)

Музыка
А.С.Лобзова — это не просто романсы на стихи русских поэтов, это —
произведения, не укладывающиеся в узкие рамки жанра, соединяющие в себе
редкую музыкальную выразительность, мощь художественно-философского
постижения бытия и глубинную экспрессию истинной русскости. Тем
поразительнее, что созданы они музыкантом-непрофессионалом: Александр
Сергеевич окончил юридический факультет Московского университета и всю
жизнь проработал в милиции, пройдя путь от рядового следователя до
полковника, преподавателя Академии МВД. Получив частное музыкальное
образование, но обладая даром Божиим, он оставил далеко позади многих
профессиональных «подельщиков от музыки». И поистине, только в России
могло произойти подобное; ибо ни в Германии, ни во Франции, ни в Италии
не было, грубо говоря, полицейских, которые написали бы музыку, ставшую
всенародно любимой. 
Участников вечера Сергея Волжина-Ястребова и
Александра Хохлова в последние годы жизни А.С.Лобзова связывала с ним
личная и творческая дружба. Десять лет назад совместно с пианисткой,
автором фортепианных переложений многих произведений композитора Оксаной
Петриченко они задумали литературно-музыкальную программу, которая и
была представлена зрителям на первом Вторнике «Московского журнала»
сезона 2000/2001 года. Прозвучали романсы А.С.Лобзова на стихи
А.А.Блока, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.М.Рубцова, Н.И.Тряпкина,
А.В.Жигулина (Александр Хохлов, партия фортепиано — Оксана Петриченко),
стихотворения А.А.Блока, Ф.И.Тютчева и Н.М.Рубцова (Сергей
Волжин-Ястребов), фортепианная импровизация на темы романсов А.С.Лобзова
(Оксана Петриченко). 
Одно из откровений более чем двухчасового
концерта — то, как звучали стихи Николая Михайловича Рубцова,
положенные на музыку А.С.Лобзовым. Ненавидимый либерал-авангардистами от
литературы («Смердяков русской поэзии»), Рубцов и
«державно-патриотическими» исполнителями, превозносящими его как
«классика», большей частью поется в гитарно-бардовском, «окуджавовском»
стиле, благодаря чему с творчества большого русского поэта так и не
удается снять налет известной «маргинальности». А.С.Лобзов, пожалуй,
единственный на сегодня композитор, в трактовке которого Николай Рубцов
предстает именно как поэт высокой классической традиции, стоящий в одном
ряду с Блоком, Тютчевым, Фетом… 
Зал был переполнен: в
проходы пришлось ставить стулья. И это — наиболее наглядное, хотя далеко
не единственное свидетельство роста популярности Вторников «Московского
журнала», имеющих уже почти десятилетнюю традицию.

Выпуск «Летописца» подготовили А.А.Белай, Н.А.Копылова