Поиск

Минлегпром СССР и реформа

Минлегпром СССР и реформа

Минлегпром СССР и реформа


Попытка реформирования экономики, предпринятая по инициативе председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина в середине 1960-х годов, представляет собой одно из наиболее ярких и дискуссионных событий советской истории. Основной идеей преобразований было расширение самостоятельности предприятий в решении планово-экономических и организационных проблем производства с целью обеспечить более динамичное развитие экономики страны. Обращаясь к истории реформы, немногие уделяют должное внимание тому факту, что одновременно с первыми опытами по внедрению новой системы планирования и экономического стимулирования в СССР проходила реорганизация управления народным хозяйством, суть которой состояла в отказе от территориального принципа (совнархозы) и восстановлении отраслевого — министерств. Ожидалось, что они обеспечат более эффективную деятельность предприятий, добьются повышения производительности труда, в то же время отказавшись от жесткой регламентации работы подчиненных им организаций.
Здание в Москве на проспекте Маркса, 11/1, переданное Министерству легкой промышленности СССР в октябре 1965 года. Современная фотографияМинистерство легкой промышленности СССР стало одним из первых, на предприятиях которого реализовывались меры по внед­­рению новой системы планирования и экономического стимулирования. Уже в 1965 году на основе хозрасчетных принципов перестроили свою работу два швейных объединения — «Большевичка» и «Маяк», обувное объединение «Заря», кожевенный завод имени Э. Тельмана и три текстильные фабрики1. Выбор данной отрасли для апробации вводимой системы объясняется тем, что производственный цикл предприятий легкой промышленности достаточно короток, оборот средств осуществляется быстрее, а связь с пот­ребителем — ближе, чем в других отраслях2, поэтому результатов можно было ждать уже через год. К тому же легкая промышленность являлась одним из наиболее приспособленных к хозрасчетным отношениям секторов экономики, поскольку ее продукция сбывалась непосредственно на потребительском рынке3. Отметим также, что хотя эта отрасль не считалась приоритетной для советского государства, она служила чутким индикатором протекавших в нем социально-экономических процессов. Легкая промышленность имела огромную социальную значимость, будучи тесно связанной с обеспечением наиболее насущных жизненных потребностей населения.
Министерство легкой промышленности СССР было образовано одновременно с другими союзно-республиканскими министерствами согласно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 сентября 1965 года4. В постановлении перечислялись основные функции министерств: выпуск высококачественной продукции, выполнение государственных плановых заданий, рациональное использование капитальных вложений, проведение единой технической политики, повышение технико-экономического уровня производства, обеспечение предприятий и организаций квалифицированными кадрами. В 1967 году принимается Общее положение о министерствах, в котором детально прописываются их права и обязанности5. Министерства СССР становились важным звеном централизованной плановой системы управления народным хозяйством. Именно они должны были осуществлять разработку проектов перспективных и годовых планов для своих отраслей экономики6, хотя решающее слово здесь принадлежало Госплану. 

Для получения полной версии статьи обратитесь в редакцию.