Поиск

Художественная летопись Черноморского флота

Художественная летопись Черноморского флота

Художественная летопись Черноморского флота


В запасниках Музея героической обороны и
освобождения Севастополя хранится немало графических работ русских и
зарубежных художников — старых мастеров и наших современников, —
изображающих эпизоды славной истории Черноморского флота.
Самая
ранняя из них — очень редкая сегодня гравюра «Севастополь в 1795 г.» (то
есть через двенадцать лет после его основания) немецкого акварелиста и
рисовальщика Генриха Гейслера, работавшего в России в конце XVIII века. В
1790-е годы он сопровождал известного путешественника П.С.Палласа в
поездке по Крыму и сделал ряд зарисовок (пейзажи, бытовые сцены,
портреты, костюмы), в том числе и в Севастополе. А.А.Федоров-Давыдов
называет Гейслера «рассказчиком и документатором, полуперспективистом —
полужанристом»1. Гравюра подтверждает это определение: точно
рассчитанный масштаб фигур на переднем плане и редких построек вдали
передает обширность бухты; классически правильная линейная перспектива
композиции уводит взгляд зрителя к горизонту. Изображение заставляет
вспомнить слова первого командующего Черноморским флотом адмирала
Ф.А.Клокачева: «Во всей Европе нет подобной сей гавани — положением,
величиной и глубиной. Можно в ней иметь флот до ста линейных судов»2…
Художник и в самом деле скрупулезен до документальности — у самой воды
хорошо различимы дом адмирала Ф.Ф.Мекензи, пристань, кузница и часовня
святителя Николая Чудотворца; выше по берегам — казармы, склады, жилые
дома. Рисовальная техника филигранна: кружева переплетений корабельных
снастей, едва уловимое отражение судов в спокойной воде, мастерские
контрасты светотени… 
Во время создания гравюры Черноморским
флотом командовал адмирал Ф.Ф.Ушаков. То были годы бурного становления и
роста. Флот являлся предметом насущной державной заботы. Каждый корабль
имел свою пристань, казарму, баню и док для ремонта. В 1794 году были
увеличены флотские штаты: 15 кораблей, 18 фрегатов, 3 катера, до 140
гребных судов. Расцветал и юный Севастополь благодаря системе льгот при
покупке земельных участков и строительстве жилья для поселенцев. Этот
дух становления и роста хорошо передан Г.Гейслером.
Автор большой
гравюры рубежа XVIII — XIX веков «Вид эскадры Императорского Российского
Черноморского флота под командою вице-адмирала Ушакова, расположенной
при местечке Буюкдер в проливе Черного моря августа 25 дня 1798 г.»
Козьма Ческий взял за основу картину с тем же названием пейзажиста
Семена Щедрина, который руководил ландшафтным классом в Академии
художеств, где братья Иван и Козьма Ческие получили первые уроки
гравирования, став впоследствии известными граверами. 
Если
работа Гейслера, тонкая, но суховатая и рассудочная, создана
любознательным и дотошным иностранцем из чисто «краеведческого»
интереса, то рукой Ческого, несомненно, водило патриотическое чувство
восхищения мощью и великолепием Черноморского флота. Событие, его
вдохновившее, — средиземноморский поход русской эскадры 1798 — 1800
годов.
Около двух веков отделяют гравюру «Вид эскадры…» от
произведения на ту же тему современного московского художника
Н.Н.Благоволина, выполнившего в 1979 году в редкой технике шелкографии
портрет Ф.Ф.Ушакова. Организованное пространство фона воссоздает один из
важнейших эпизодов Средиземноморской экспедиции — штурм Объединенной
русско-турецкой эскадрой острова Корфу — «подлинного ключа Адриатики»,
по словам Наполеона. «В Европе не могли прийти в себя от удивления: флот
взял сильнейшую крепость! Едва ли не лучшей оценкой действий Ушакова и
его моряков были слова поздравления, посланного А.В.Суворовым: «Ура!
Русскому флоту!.. Зачем не был я при Корфу хотя мичманом!»3 За этот
подвиг вице-адмирал Ф.Ф.Ушаков был удостоен в Греции титула «Спаситель
всех Ионийских островов».
Через тридцать лет Турция вновь вернулась в
разряд всегдашнего соперника России на Черном море. В 1828 году
началась очередная русско-турецкая война. 14 мая 1829 года бриг
Черноморского флота «Меркурий» вступил в сражение с двумя турецкими
линейными кораблями, имевшими десятикратный перевес в артиллерии. Умело
маневрируя, русский экипаж под командованием капитан-лейтенанта
А.И.Казарского вел меткий ответный огонь. Около четырех часов длился
неравный бой. В конце концов турецкие корабли вынуждены были прекратить
преследование «Меркурия». Бриг, получивший 22 попадания в корпус и около
300 — в паруса и рангоут, не потерял хода и на следующий день
присоединился к своей эскадре.
Подвиг капитана и команды «Меркурия»
нашел живой отклик в народном изобразительном жанре — лубке. Один из них
— перед вами: при свойственном лубку наивном примитивизме и затейливой
декоративности — удивительны цельность и законченность композиции,
ритмичность деталей, согласие пропорций. Русский корабль — в центре.
Врагов — великое множество. Подчеркнуты повреждения, нанесенные кораблям
неприятеля: у каждого сломано по мачте. Надпись на картинке говорит,
что подвигу «Меркурия» «в летописях морских держав нет подобного». 
Уже
в наше время Г.Черкашин написал об этом событии книгу-балладу. Высокому
слогу текста соответствуют иллюстрации — линогравюры, созданные в 1981
году петербургским художником Р.М.Яхниным. На одной из них бриг —
маленький гордый победитель, хоть и весь израненный, к которому можно
отнести слова, сказанные в другое время и о другом судне: «Пробоины и
повреждения составляют его лавры, его почетные отличия, столь лестные
для каждого военного корабля»4. 
Особая страница в истории
Черноморского флота — Наваринское сражение 1827 года и героизм,
проявленный в нем линейным кораблем «Азов» под командованием капитана I
ранга М.П.Лазарева, участника трех кругосветных путешествий, открывателя
Антарктиды, воспитателя П.С.Нахимова, В.А.Корнилова, В.И.Истомина. К
200-летию со дня рождения М.П.Лазарева (ноябрь 1988 года) владимирский
художник В.И.Рузин, земляк флотоводца, выполнил его портрет в технике
офорта (из серии «Замечательные владимирцы»), решенный лаконично и
обобщенно, — только лицо на фоне необъятного морского простора: адмирал и
море.
Ряд морских эпизодов Крымской войны запечатлен на литографиях
1850-х годов, отпечатанных с рисунков А.П.Боголюбова, одного из самых
значительных русских маринистов. Морской офицер и художник Главного
штаба флота, Боголюбов был точен в показе количества и порядка
построения кораблей, деталей их оснастки, очертаний берегов. Его
литографии имеют, кроме художественной, значительную историческую
ценность.
Литография «Фрегат «Флора». Нападение трех турецких
пароходов ночью у берегов Пицунды 6-го ноября 1853 г.» лишена батального
драматизма. Художник не преминул передать живописность южной ночи,
гладь штилевого моря, отражающего луну и огни пушечных залпов,
стройность и четкость корабельных контуров. Композиция выверена, рисунок
точен5.
18 ноября 1853 года в большом морском сражении с турками при
Синопе русские одержали победу, вошедшую в анналы отечественной военной
истории. Эскадра из трех кораблей под командованием вице-адмирала
П.С.Нахимова, крейсировавшая у южных берегов Черного моря, заметила
стоявшую на рейде Синопа турецкую эскадру, которую Нахимов решил
заблокировать и, дождавшись подкреплений, разгромить быстрой атакой.
Неприятель имел 16 судов, 510 орудий и находился под защитой береговых
батарей, насчитывавших 38 орудий. Подошедшее подкрепление увеличило силы
Нахимова до 8 кораблей и 720 орудий6. В результате боя турки потеряли
15 из 16 судов и свыше 3000 тысяч человек убитыми и ранеными. В плен
попали около 200 человек, в том числе командующий турецкой эскадрой
вице-адмирал Осман-паша7. Потери русских составили 37 убитыми и 235
ранеными.
Синопское сражение также запечатлено А.П.Боголюбовым. По
обыкновению художник передает все подробно и достоверно: город, который,
скорее всего, рисовал с натуры, так как в Синопе бывал, превосходную
бухту — одну из лучших и безопасных на Черном море, расположение эскадр,
шлюпки со спасающимися экипажами, турецкая батарея на крепостной стене и
бегущие в панике ее защитники, русские корабли, которые при желании
можно сосчитать.
После Крымской войны завершился «парусный» этап
развития Черноморского флота. С 1870-х годов началось строительство
броненосцев. Черноморский флот «возникает вновь» — и обретает новых
художественных летописцев.

1Федоров-Давыдов А. Русский пейзаж XVIII — нач. XIX вв. М., 1953. С.162.
2Головачев В.Ф. История Севастополя как русского порта. СПб., 1872. С.71.
3Тарле Е.В. Адмирал Ф.Ф.Ушаков на Средиземном море. М., 1948. С.117-118.
4Тимм Г.-В. Русский художественный листок. СПб., 1854. ? 33. 
5Там же. ? 15.
6Там же. ? 6.
7Там же. ? 3,4.