Поиск

Акварели из собрания музея МХАТ

Акварели из собрания музея МХАТ

Акварели из собрания музея МХАТ


Бароны
Боде — выходцы из французской провинции Турень, переселившиеся в
Германию. Во времена французской революции, лишившись большей части
своих владений, по приглашению императрицы Екатерины II они прибыли в
Россию. Барон Карл Боде, присягнув на русское подданство, принял имя
Карла Илларионовича1. Один из четырех его сыновей — Лев Карлович (1787 —
1859) воспитывался в Шкловском кадетском корпусе, стал портупей-юнкером
в лейб-гвардии егерском полку, участвовал в сражении под Гутштадтом, а
затем в битвах под Дрезденом и Лейпцигом, получил ранение, что не
помешало ему завершить заграничный поход 1813 — 1814 годов; вышел в
отставку в звании полковника. С 1831 года — камергер, с 1840-го — барон
Российской империи, с 1842-го — гофмаршал. Был женат на Наталье
Федоровне Колычевой.
В должности вице-президента Московской дворцовой
конторы Лев Карлович Боде осуществлял надзор над строительством
Большого Кремлевского дворца, по окончании которого в 1849 году получил
золотую медаль с бриллиантами и чин обергофмейстера2. 
Домашним
учителем в семействе барона служил Ф.И.Буслаев. К моменту его появления в
селе Покровском-Мещерском Подольского уезда3 у Льва Карловича было два
сына — Лев и Михаил и шесть дочерей: Анна, Наталья, Марья, Екатерина,
Елена и Александра. «Старший сын Лев Львович служил в лейб-гвардии, а
старшая дочь Анна находилась в Зимнем дворце фрейлиною при особе
императрицы Александры Федоровны, которая ее очень любила»4.
Четырнадцатилетнего Михаила Ф.И.Буслаев готовил к поступлению в старший
класс Пажеского корпуса, а Александру и Елену учил русскому языку.
Барон
Михаил Львович Боде (1824 — 1888) по окончании Пажеского корпуса служил
в придворном ведомстве, впоследствии был помощником начальника
Оружейной палаты и вице-президентом Комитета по строительству храма
Христа Спасителя. В 1864-1869 годы он — почетный член Общества любителей
духовного просвещения. Впечатления детства, влияние Ф.И.Буслаева и
председателя Общества истории и древностей Российских графа С.Г.
Строганова (Михаил Львович был женат на его племяннице А.И.Чертковой)
дали толчок к историческим изысканиям М.Л.Боде. Двадцать пять лет жизни
посвятил он истории старинного боярского рода Колычевых, после смерти
последнего представителя которого по мужской линии в 1876 году барон
стал Боде-Колычевым. Объемный, роскошно оформленный его труд «Боярский
род Колычевых» вышел в свет в 1887 году тиражом 200 экземпляров.
Михаил
Львович собирал документы и предметы старины, связанные в основном с
историей родов Боде и Колычевых. Коллекция, библиотека и собрание
фамильных портретов размещались в подмосковном имении Лукино
Звенигородского уезда и в доме Долгоруковых-Боде на Поварской улице в
Москве, который, по выражению А.П.Бахрушина, представлял собой «музей
средневековых достопримечательностей»5.
Вспоминая Лукино, Ф.И.Буслаев
писал: «Это архив боярского дома Колычевых с присоединенным к нему
Колычевским музеем. Здесь хранятся книги, рукописи, исторические
документы в свитках и листах; фамильные мемуары и другие источники,
которыми Михаил Львович пользовался впоследствии для своих исследований.
Камзолы бояр Колычевых в течение всего XVIII века, дары Петра и другие
семейные реликвии Колычевых… Некоторые из коллекций относятся к
позднейшему времени и имеют много трогательного: туалетные
принадлежности Натальи Львовны, четки, молитвенник, образок и другие
благочестивые предметы из смиренной кельи Марии Львовны»6.
В начале
1930-х годов Комиссия по организации в Москве Центрального музея
художественной литературы, критики и публицистики приобрела альбом,
собранный Михаилом Львовичем и надписанный им: «Рисунки барона Льва
Львовича Боде 1840 до 1850 годов». Сохранился и другой альбом — зеленой
кожи с тиснением и бронзовыми застежками и с владельческой надписью
печатными буквами на обороте крышки: «Альбом Боде». Вероятно, он
принадлежал самому Михаилу Львовичу Боде-Колычеву. В него вклеены
рисунки князя Г.Г.Гагарина, князя П.М.Волконского, А.Е.Тимашева,
подписной акварельный рисунок баронессы Анны Львовны Боде, рисованное
изображение ее фрейлинской комнаты в Зимнем дворце (1841), карандашный
портрет Николая I, стоящего за рабочей конторкой, с сопроводительной
надписью: «Списан с Чернышевского Гатчинского альбома б.Анны Львовны
Боде», а также фотографии дома Боде на Поварской, виды Рима,
фотопортреты самого Михаила Львовича и Марии Львовны (монахини Паисии)7.
Среди
семейных документов архива Боде-Колычевых в ГАРФ хранятся три альбома:
два из них, принадлежавшие барону М.Л.Боде-Колычеву, содержат
фотографии, программки спектаклей, пригласительные билеты; в третьем
собраны документы и рисунки, связанные со службой баронессы Анны Львовны
при дворе.
В коллекциях М.Л.Боде-Колычева сохранились автографы
императрицы Анны Иоанновны, Людовика XVIII, Вильгельма I, императрицы
Евгении — жены Наполеона III, Фридриха Георга Августа, принца
Гессен-Дармштадтского, А.В.Суворова, митрополита Московского Филарета,
епископов и митрополитов Русской Православной Церкви (их письма к барону
Л.К.Боде), а также карандашные портреты Николая I и Александра II с
пометой: «Собственность Анны Львовны Боде»8.
В 1934 году был
опубликован рисунок из альбома, принадлежавшего Наталье Федоровне Боде
(урожденной Колычевой), приобретенный еще А.А.Бахрушиным для
театрального музея: бал у Трубецких, среди персонажей — А.С.Пушкин.
Автор публикации приписывает этот детский рисунок баронессе Наталье
Львовне Боде (любительские рисунки в отличие от профессиональных обычно
не подписывались)9.
Таким образом, облик собрания М.Л.Боде-Колычева
как единого целого на сегодняшний день до конца не выявлен. Здесь мы
подробнее расскажем о его части, оказавшейся в музее МХАТа. В 1926 году в
издательстве Мосгубрабиса Музеем Московского Художественного театра
была приобретена обтянутая красной объярью папка из архива Боде с 31
акварельным рисунком10 — большей частью интерьеры усадебного дома. Можно
предположить, что это копии, среди которых есть и работы художника
Ф.А.Клагеса (1814 — ?) — ученика А.П.Брюллова и М.Н.Воробьева,
участвовавшего в постройке храма Христа Спасителя.
Зачем МХАТу
понадобились рисунки «из архива Боде»? Возможно, имел значение факт
знакомства К.С.Станиславского с бароном С.Л.Боде: оба принимали участие в
гастрольном спектакле «Бесприданница», сыгранном в 1897 году в Туле
Обществом искусства и литературы и артистами Малого театра. В записной
книжке К.С.Станиславского за 1897 год упомянуто имя Марии Александровны
Боде — актрисы, рекомендованной ему артистом Малого театра
И.И.Геннертом. Театр мог заинтересоваться этими рисунками и в связи с
возобновлением в 1925 году спектакля «Горе от ума». 
В числе
публикуемых рисунков из собрания Музея МХАТ — акварель художника
К.И.Кольмана (1786 — 1847), датируемая (по подписи) 1814 годом: интерьер
кабинета баронессы Елизаветы Дмитриевны Розен (урожденной графини
Зубовой) — фрейлины, жены барона Григория Владимировича Розена,
состоявшего в переписке с бароном Л.К.Боде11. Еще одна акварель —
мастерски исполненная жанровая сцена — скорее всего, также принадлежит
кисти профессионального художника. Кольмана?
На выставке Иконография
интерьеров «Дом сороковых годов» в Бытовом музее 40-х годов, куда
поступили экспонаты коллекций М.Л.Боде-Колычева из имения Лукино,
экспонировались, очевидно, акварели того же Кольмана — «Спальня
Александра I в Зимнем дворце» из собрания Исторического музея и «Каморка
маляра» из частного собрания12.
Акварели «Свадьба баронессы
Екатерины Львовны и Павла Александровича Олсуфьева», зарисовки интерьера
кабинета баронессы Натальи Львовны в Кремле и комнаты, в которой она
скончалась 30 ноября 1843 года, вероятно, выполнены Анной Львовной Боде,
старшей сестрой М.Л.Боде, увлекавшейся акварелью, о чем свидетельствуют
ее дневниковые записи13.
Рисунок черной тушью на голубоватой бумаге,
изображающий сидящего в кабинете мужчину, сделан, скорее всего, с
натуры и подписан двумя латинскими буквами: «С.В.» Можно допустить, что
автором являлась баронесса Екатерина Львовна Боде или одна из двоюродных
сестер детей Л.К.Боде — Климентина Андреевна или Климентина
Климентьевна.
Все рисунки принадлежат к жанру так называемой
«комнатной» живописи и имеют для нас сегодня ценность исторического
документа, отражая взаимное влияние живописи, театрального искусства и
литературы первой половины XIX века.

    1Российская родословная книга, издаваемая кн. Петром Долгоруковым. СПб., 1855. Ч. 2.
    2Русский биографический словарь. СПб., 1908. Т.3. С.159.
    3Не
    эту ли подмосковную упоминает А.П.Чехов в 1894 году в своем письме
    А.С.Суворину из Мелихова: «В 17 верстах от меня есть село
    Покровское-Мещерское; тут в старой барской усадьбе теперь губернское
    земское психиатрическое заведение; директор д-р Яковенко. 4-го мая сюда
    съезжались врачи земские со всей Московской губернии, числом около 75.
    Был и аз»… (Чехов А.П. Соб.соч. и писем. М., 1949. Т.IV. С.145).
    4Буслаев Ф.И. Мои воспоминания. М., 1897.
    5Полунина Н., Фролов А. Коллекционеры старой Москвы. М., 1997. С. 53.

    настоящее время документы и вещи коллекции хранятся в Историческом
    музее, в Государственном архиве Российской Федерации, куда в 1963 году
    влились документы из Центрального государственного архива литературы и
    искусства, в Российской государственной библиотеке и в Государственном
    литературном музее. В записях Регистрационной книги вывоза усадебных
    ценностей из имений Московской губернии (1918 — 1922), находящейся в
    фондах ГИМа, об имении Лукино: «Из усадьбы Боде-Колычевых вывезены архив
    и 16 предметов (стекло, фарфор, эмаль, резьба по кости и др.), которые
    определены в Румянцевский музей и НМФ (Национальный Музейный Фонд). В
    Музей 40-х годов вывезено свыше 30 предметов (перечислены), мебель и
    книги периода 1850-х годов по описи. В Исторический музей — книги,
    скуфья Филарета, предметы из археологических раскопок» (Памятники
    Отечества. Мир русской усадьбы. М., 1993. С. 75). Бытовой музей
    сороковых годов, открытый в Москве в 1919 году, в 1929 году был
    расформирован, и его фонды из дома А.С.Хомякова поступили в ГИМ.
    7Оба альбома ныне хранятся в Государственном литературном музее.
    8НИОР ГРБ. Ф. 35.
    9Звенья.
    Сборник материалов и документов по истории литературы, искусства и
    общественной мысли XIX века. М., 1934. Т. III-IV. С. 221-227.
    10Информационно-инструктивный бюллетень Московского Губотдела Профсоюза Рабис СССР. 1926, 15 февраля. ? 1(3).
    11НИОР РГБ. Ф. 35.
    12Шапошников
    Б.В. Указатель выставки Иконография интерьеров «Дом сороковых годов» в
    Бытовом музее сороковых годов. М., 1925. В Указателе — один инициал
    Кольмана — «К», — поэтому точно установить авторство невозможно: у
    К.И.Кольмана был сын — художник-архитектор К.К.Кольман.
    13Звенья. Указ.соч.