restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır

Поиск

Тамара Семеновна Церетели. К 100-летию со дня рождения

Тамара Семеновна Церетели. К 100-летию со дня рождения

Тамара Семеновна Церетели. К 100-летию со дня рождения


Она родилась в одном из грузинских
сел 1(14) августа 1900 года. Пела с детства — в семейных концертах, в
церковном хоре и в хоре Кутаисской гимназии святой Нины. В 1917 году
поступила на медицинский факультет Тифлисского университета, но посещать
лекции ей пришлось недолго. Великолепное низкое грудное контральто
студентки-первокурсницы скоро было замечено специалистами. По их совету
Тамара перешла в Тифлисскую консерваторию, где директор Николай Черепнин
и известный грузинский композитор Захарий Палиашвили добились для нее
стипендии: случай отнюдь не рядовой.
Одно из первых появлений Тамары
на сцене ознаменовано довольно забавным эпизодом. В 1922 году в Тифлисе с
помпой проходили гастроли столичных знаменитостей — ведущих актеров
петроградского Александринского театра Е.Т.Жихаревой и Н.Н.Ходотова.
Специально для них поставили модную в то время драму «Нищие духом». По
ходу спектакля на сцене должна была появиться цыганка и спеть романс.
Режиссер, пригласивший на эту маленькую роль уже известную в городе
молодую певицу Тамару Церетели, без конца внушал девушке, что если вдруг
ее начнут вызывать «на бис», ей ни в коем случае не следует выходить:
все внимание публики должно достаться гастролерам. Вот как описывает
далее свое «боевое крещение» сама Т.С.Церетели: «После определенной
реплики ассистент режиссера выпустил меня на сцену, я приблизилась к
божественной Жихаревой и начала петь «Гори, гори, моя звезда». Закончила
и медленно ушла со сцены. Зал мне устроил бурную овацию. Жихарева, как
это подобает блестящему мастеру, оправдала сценическое положение,
присела и задумалась. Зал умолк. Жихарева сказала: «Не вернуть ли
обратно эту цыганку, быть может, она еще раз споет?» Этой «визы»
Жихаревой было достаточно, чтобы я спела «на бис». Тот вечер стал для
меня своеобразной путевкой в жизнь».
Еще в 1920 году Тамара Церетели
познакомилась с известным композитором, автором популярнейших романсов
Борисом Алексеевичем Прозоровским, который как раз искал исполнительницу
для своих сочинений. Он без памяти влюбился в девятнадцатилетнюю
красавицу грузинку. Несомненно, этим чувством навеян один из самых
проникновенных романсов Бориса Алексеевича — «Вам девятнадцать лет».

    Вам девятнадцать лет, у Вас своя дорога,
    Вам хочется смеяться и шутить,
    А мне возврата нет, я пережил так много,
    И больно, больно мне 
    в последний раз любить.

С
тех пор их постоянно видели вместе — на улицах, на концертах, где
Тамара пела романсы Прозоровского, а он ей аккомпанировал. На нотных
сборниках 20 — 30-х годов после слов «Музыка Б.Прозоровского» почти
всегда стоит: «Посвящается Т.Церетели». Со своей стороны, в одном из
интервью Тамара Семеновна обронила знаменательную фразу: «Всю мою
деятельность обусловил Борис Прозоровский, этот замечательный человек и
музыкант».
Именно по совету Прозоровского Тамара Церетели в 1923 году
уезжает в Москву. То был год 25-летнего юбилея Московского
Художественного театра. На торжествах присутствовал весь
театрально-музыкальный бомонд столицы. Более удачного момента для того,
чтобы обратить на себя внимание, трудно было представить. К тому же
директорствовал тогда в театре актер и драматург А.И.Сумбаташвили-Южин,
принявший в судьбе Тамары горячее участие. На праздничном банкете после
выступления А.В.Неждановой председательствующий за столом Л.В.Собинов
представил собравшимся юную гостью из солнечной Грузии, пение которой
было выслушано с доброжелательным вниманием. И совсем скоро, в конце
того же 1923 года, состоялся дебют Тамары Церетели на сцене Малого зала
Московской консерватории. Своим исполнением старинных русских и
цыганских романсов она покорила москвичей, назвавших ее второй Варей
Паниной. Действительно, манера пения Тамары Семеновны, трактовка многих
произведений и даже репертуар заставляли вспомнить царицу цыганского
романса, любимицу старой Москвы «божественную» Варвару Панину.
Популярность
молодой певицы стремительно растет. На ее концерты в Колонном зале иной
раз просто невозможно попасть. Начинаются гастрольные поездки. И вплоть
до конца 20-х годов рядом с ней неизменно — Борис Алексеевич
Прозоровский. Непростыми были эти взаимоотношения, хотя и вдохновили
композитора на создание шедевров русской романсовой лирики: «Вернись»,
«Мы только знакомы», «Газовая косынка», «Прощай, мой табор», «Кольца»,
«Плачет рояль»… К тому же Прозоровский фактически оказался в опале. То
было время гонений на «упаднический» жанр городского романса: репертуар
артистов жестко контролировался, от них требовалось исполнение
«жизнеутверждающих» произведений; в печати постоянно высмеивались
«пошлые, мелкие страстишки отжившей свое цыганщины». В конце концов
Прозоровский был сослан на строительство Беломорканала и впоследствии
расстрелян…
«В ее голосе слышны трагические ноты даже тогда, когда
она поет «хочу веселья, хочу забвенья». И здесь безнадежная грусть… и
одиночество — щемящее душу одиночество». Так писали в начале века о Варе
Паниной. Эти слова в полной мере можно отнести и к творчеству Тамары
Церетели.
Кроме Б.А.Прозоровского, Тамара Церетели плодотворно
сотрудничала и с Борисом Фоминым, автором всемирно известного романса
«Дорогой длинною». Она — первая исполнительница романса Фомина «Минуты
жизни», в 1940-е годы бывшего у всех на устах. Специально для
Т.С.Церетели Фоминым написаны «Полно, сокол» и «Счастье».
Про Тамару
Церетели говорят, что она спасла тогда практически запрещенный жанр
классического русского и цыганского романса. Это удалось ей благодаря
умной и осторожной репертуарной политике: Тамара Церетели наряду с
романсами исполняла и сочинения советских композиторов, и грузинские
народные песни, — исполняла блистательно, снискав благосклонность
кремлевских руководителей.
В годы Великой Отечественной войны
Т.С.Церетели выезжала с концертами на передовую, пела по радио для
фронтовиков, от которых получала множество благодарных писем и
телеграмм. В 1960 году она оставила сцену, но продолжала обширную и
плодотворную музыкально-общественную деятельность.
В марте 1968 года
Тамара Семеновна после концерта артистов грузинской эстрады, среди
которых была и молодая Нани Брегвадзе (боготворившая свою старшую
землячку и одной из первых подхватившая ее «романсовую» линию), написала
восторженную статью в поддержку новых талантов, но увидеть ее
напечатанной не успела: статья появилась в газете «Тбилиси» в день
смерти Тамары Семеновны — 4 апреля. Через год прах певицы был перевезен
из Москвы в Тбилиси и торжественно перезахоронен в Дидубийском пантеоне.
…Ее
талантом восхищались К.С.Станиславский, В.И.Немирович-Данченко,
Н.А.Обухова, Л.В.Собинов, В.В.Маяковский, А.А.Фадеев. Свои воспоминания о
ней оставили, в числе прочих, Л.О.Утесов и народный артист СССР
М.И.Туманишвили. В год столетия со дня рождения замечательной певицы
Тамары Семеновны Церетели давайте вспомним о ней и мы.

Фотографии из коллекции автора