Поиск

Летописец

Летописец

Летописец


18 апреля 2000 года
Центральный Дом работников искусств (Пушечная, 9)
Вторники «Московского журнала»

Вечер, посвященный 200-летию со дня рождения Евгения Абрамовича Баратынского (1800 — 1844)

Это
был последний Вторник «Московского журнала» перед летними каникулами.
По условиям расписания Вторников юбилей Е.А.Баратынского отмечался нами с
небольшим опозданием — Баратынский родился в феврале (ст. ст.).
Впрочем, это опоздание не существенно в свете того факта, что в «урочное
время» по поводу знаменательной годовщины промолчали почти все печатные
и электронные СМИ. 
И.А.Бунин в год 100-летнего юбилея поэта
писал: «Поэзия Баратынского никогда не имела временного, текущего
интереса, а сосредоточивалась на так называемых «вечных вопросах…» В
том-то все и дело. Кто из сегодняшних газетно-телевизионных «властителей
дум» задается «вечными вопросами»? Все уперты именно во «временный,
текущий интерес», в который никоим образом не вписывается: «…И на
строгий Твой рай силы сердцу подай». 
Но у Бунина дальше сказано
«…его (Баратынского. — И.М.) интересы нельзя отнести к числу
пережитых и уже сданных в архив». Это бунинское «нельзя» стоит на
трудноуловимом и трудноформулируемом чувстве величия и исключительного
значения Баратынского-поэта, которое никак не вытекает из суммы
литературоведческих высказываний о нем, собранных по ученым статьям,
книгам и энциклопедиям («поэт мысли» и тому подобные штампы), но которое
прямо и непосредственно заставляет многих и многих повторить вслед за
другим русским поэтом — Георгием Ивановым: «…С Баратынским нельзя
расстаться, раз узнав его. С ним, как с Пушкиным… узнав его, хочется
жить и умереть». И это второе «нельзя» есть прямое продолжение первого,
бунинского. Оно неизъяснимо и прикладного значения — хотя бы в том
смысле, чтобы устроить всенародное торжество (все же дата колоссальна,
шутка ли — 200 лет!) — иметь попросту не способно. О Баратынском лучше
всего можно сказать словами Тютчева, столь блистательно развившего пафос
«поэзии мысли»: умом его не понять и аршином общим не измерить.
Баратынский — тайна, и тайна эта открывается лишь в «воздыханиях
неизреченных». Поэтому «пытать» поэтический мир Баратынского «весами и
мерой» учено-рассудочных дефиниций — дело безнадежное. Он постигается
сердцем. Именно так произошло на вечере, где состоялся премьерный показ
музыкально-литературной композиции «Игра стихов, игра златая»,
посвященной жизни и творчеству Евгения Абрамовича Баратынского. 
Жанр
композиции лишь очень приблизительно можно определить как
«музыкально-литературный рассказ» — хотя это, конечно, рассказ,
представляющий собой сплав музыки, пения и литературного повествования.
Сцена убрана в стиле начала XIX века. Горят свечи. Стоит старинный
рояль. На сцене музицируют, поют, читают стихи и письма Баратынского,
воспоминания о нем современников — Пушкина, Плетнева, Киреевских,
Хомякова… Все это сливается в единое действо, в котором как бы
воскресает дух эпохи, дух самого Баратынского. Все исполнители
превосходны и вдохновенны: солист Государственного Академического
Большого театра В.Красов и солистка Московской Государственной
филармонии О.Чеснокова (вокал), заслуженный артист России В.Линзон
(фортепиано), заслуженные артисты России М.Поздняков и
О.Фомичева-Москвитина (ведущие и исполнители стихотворных, мемуарных и
эпистолярных текстов). О.Фомичева-Москвитина является к тому же и
автором композиции.
Сезон Вторников «Московского журнала» 1999 — 2000
года завершен. Следующий откроется, как всегда, в октябре. Мы ждем вас
31 числа в 18 часов в ЦДРИ…

И.И.Магер