restbet restbet tv restbet giriş restbet restbet güncel restbet giriş restbet restbet giriş restizle betpas betpas giriş pasizle betpas betpas giriş pasizle iskambil oyunları rulet nasıl oynanır blackjack nasıl oynanır

Поиск

Кемеровский фольклор

Кемеровский фольклор

Кемеровский фольклор


Его
начал собирать и систематизировать Василий Михайлович Потявин (1918 —
1985). Он создал фольклорный архив Кемеровского государственного
университета, насчитывающий ныне десятки тысяч записей. Затем эту работу
продолжили кемеровские ученые и краеведы.
Мы предлагаем вниманию
читателей отрывки из хрестоматии «Фольклор Кемеровской области» (сост.,
вступит. статья и примеч. Е.И.Лутовиновой), изданной
«Кузбассвузиздатом». Все записи сделаны на русском языке, но далеко не
все информанты — русские по национальности. Это придает материалу особое
своеобразие.

Пасха

Кто
рассказал бы мне — не поверила, а вот сама услышала с отцом и дедом. На
Пасху дело было. В селе Гришино кладбище было прямо в центре. Рано утром
дед зовет нас с отцом и рассказывает: на могилках тихо так было, и
вдруг — женский голос из-под земли так тяжело: «Христос воскрес», а за
ним — мужской запел, потом еще и еще, и скоро — целый хор. Вот так вот, и
я это сама слышала. Маленькая еще была, с отцом выбежала и слышала.
Видать, они-то, мертвые, знают, что вправду Христос воскрес. Тихонько
так пели (Брызгалова А.П., 1920 г.р., с.Урское Гурьевского района. 1992
г.)

***

В Пасху яйца красили, стряпни
готовили много. Холодец варили. Яйца у нас не катали. Интересно, что
яйцо на божницу положишь — оно год лежит — не испортится. А простое яйцо
сваришь, оно и двух дней не пролежит — испортится.
Обычай у нас
такой был. Например, в семье шесть человек. Так вот, за шесть дней до
Пасхи считали, сколько яиц снесут курицы в день. В первый день считал
самый старший в семье. Раньше же семьи большие были, детей много. Дак
раньше все вместе жили — семья родителей и семьи детей: и деды, и
родители, и внуки. Сколько яиц курицы в этот день снесут, столько надо
яиц съесть. И так считали от самого старшего — главы семьи — к младшим.
Когда я маленькой была, маменька с папенькой пугали меня утром:
«Кокушки-то уже прилетели и на божницу сели». А я их спрашивала: «Как
прилетели?» А они мне отвечали: «Гуськом прилетели».
Пасха, вот как я
думаю — это очищение, чистилище. Потому что к Пасхе всю зимнюю грязь
смываешь. В доме все перемываешь, очищаешь, в хате — побелка. К Пасхе
очищаешься. И сам весь моешься.
На Пасху ребятишки ходили по утрам,
бегали и спрашивали: «Христос воскрес?» — и так три раза. А им
отвечаешь: «Воистину воскрес» (Фомина А.Е., 1912 г.р., с.Урское
Гурьевского района. 1992 г.).

***

«Святой
день, великая податная Пасха — всему должно подавать», — так у нас
говорили. Целую неделю нельзя было работать, святая неделя. Песни пели
после разговения, хороводы не водили. Как солнце играет, смотрели на
первый день Пасхи. Нас семеро было у матери, она нас рано-рано будит и
говорит: «Вставайте, пойдемте смотреть, как солнце будет играть!» Оно
играет всеми переливами, когда еще чуть-чуть выходит из-за горизонта. И
зеленым, и красным — всяким! Аж скачет, аж скачет! Вылезло солнце — и
все, перестает играть. Ходили потом по дворам, пели: «Христос воскрес!»
Родительский
день был после Пасхи. Приносили на могилки еду, много готовили всего и
раздавали, домой ничего не приносили, нельзя было (Климова Н.И., 1919
г.р.; Яковлева Е.Ф., 1916 г.р.; Сырова А.А., 1923 г.р., деревня
Валериановка Тяжинского района. 1994 г.).

Красная горка

На
Красную горку собираются всей деревней, приносят крашеные яйца и их
катают. Вот чье яйцо разбилось, тот отдает свое яйцо. Гармошку вынесут,
продукты разложат, гуляют, опять яйца начинают катать.
Качели ставили
на каждой улице перекидные, очень высоко качались, попарно, парень с
девушкой (Погорелко Е.А., 1930 г.р., д.Преображенское Тяжинского района.
1994 г.).

Троица

…На Троицу
готовили уже все заранее, большой это праздник. Украшали все в доме,
ходили рвать траву, застилали ей весь пол, рвали цветы, расставляли их в
банках по окнам, срубали молодые березки, вкапывали их в ограде дома, в
палисаднике перед окнами. В воскресенье (в Троицу) ходили завивать
венки из веток березы и шли из леса на кладбище, вешали их на кресты
усопших родных (Федорова Е.А., 1923 г.р.; Юдина Т.Н., Подбородникова
В.Ф., 1920 г.р., д.Валериановка Тяжинского района. 1994 г.).

***

…Мне
на Троицу видение было, маленькая еще была. С лелькой (крестная мать)
сидели допоздна, тут спать я запросилася, ну и повела меня лелька домой.
Небо все темно было, вдруг как окно открылось в ем. Светло так стало.
Видим, а в том окошке большом кони по небу летят друг дружке навстречу:
красный и белый. Вот так прямо с крыльями. Огромные, во какие (разводит
руками). Побежали мы людям говорить, а они не видят ничего. Видно, не
всякому бывает такое, не всякому откроется. Долго думали, отчего да к
чему бы этому привидеться. Говорили потом, что — к войне, война потом
вскоре началась. Говорили люди еще, что столкнулись два коня, красный и
белый, и красный победил (Брызгалова А.Ф., 1920 г.р., с.Урское
Гурьевского района. 1992 г.).

Фольклорные географические описания

Золотое озеро Алтын-коль

Давным-давно
алтаец нашел самородок. Был голодный год. Хлеб хотел получить, но никто
не давал. Рассердился он, подошел к озеру и бросил золото в него. С тех
пор озеро зовут золотым — Алтын-коль. (Параев П.П., 1939 г.р.,
п.Артобаш Новокузнецкого района. 1980 г.).

Село Урское

Раньше
здесь было море. В погребе морской песок, в подполье. Потоп был. Во
время потопа золота накидало. В Уре золота полно. Золото хорошее,
червонное. Недаром у нас здесь драгу построили, золото добывают
(Захарова П.М., 1918 г.р., с.Урское Гурьевского района. 1993 г.).

Зинкина гора, крестовая гора

Рядом
с одной горой жила Зинка Симченко — всезнающая женщина, выделяющаяся
своим задорным характером среди сельчан. Потому-то ребятишки и прозвали
эту гору Зинкиной.
На одной горе убили человека, ошибочно
предположив, что он везет золото. На той горе его могила с крестом.
Отсюда и название — Крестовая гора (Степанова Л., 1978 г.р., д.Большая
Натальевка Тисульского района. 1996 г.).

Юрга

Юрга
— это башкирское слово. Дело было так. Когда строили железную дорогу,
то однажды на поле, как раз против будущей станции, появился белый конь.
На строительстве были и башкиры, из Уфы их пригнали сюда. Увидели они
коня и закричали: «Юрга, юрга!» Иноходец, значит, — так по-нашему
конь-иноходец называется. После этого станцию назвали Юрга. И речку так
назвали (она течет против станции)… (Никуленко О.А., 1978 г.р.,
с.Талое Юргинского р-на. 1996 г.).

Фольклорно-бытовые зарисовки

Я-то
приехала сюда в 1937 году, и тогда дома-то были деревянные, а вот ране
все было по-другому. Дед мне рассказывал. Когда мальчишкой был, жили в
юртах, это дом такой, как шалаш. В деревне не было тогда русских, жили
одни шорцы. И вот тогда были дома такие. Юрту ставили вроде шалаша, а
вместо трубы было отверстие наверху. Печек не было тогда, а был глиняный
круг, чтобы огонь не приближался к стенкам юрты. И готовили еду здесь
же. Ране ведь не было сковородки, пекли в золе, а лучшее блюдо было
лепешки с маслом… Пекли же лепешки в золе, и зола-то не приставала.
Мука тогда была не то, что сейчас. Тогда смешивали пшено и ячмень.
Перетирали зерно на мельнице, добавляли немного молока и делали лепешки —
круглые, толстые. Ложили в остывшую золу и пекли. А потом доставали,
стряхивали остывшую золу, а лепешка была румяной, вкусной. Мне еще
свекровь пекла. Сейчас такие не делают.

***

Да,
были тогда юрты, а не дома. Мальчишкой я спал в ней. Спали-то тогда на
земле больше, да еще шкуру медведя расстилали и не мерзли на ней
никогда. И одежда тоже другая была. Халат был белый. А стенки юрты были
камчой обделаны. А охотников тогда много было, все ушли охотиться, часто
ходили на охоту. Богатые места были ране. На охоту шел охотник, ячмень с
собой брал либо сушеный, либо жареный. Да кандык варили. Его много было
по тайге. Сварят его и едят с молоком. И были кандыко-копалки —
маленькие лопаточки, чуть закрученные, как ложка. А обувь-то ране другая
была: чуни да черкаши. Шапки из шкур шили. Тогда-то ситца не знали,
холст только был, сами ткали, сами шили. И рубахи, когда жарко было,
холщовые носили. А зимой наденут несколько халатов и ходят.
Лодок-то
ране здесь не было. Ежели куда плыть надо было, делали салик, что-то
вроде плота, пять-шесть бревен и в длину метра четыре-пять, и плавали
так (Телишев П.М., 1917 г.р.; Куспекова А.И., 1910 г.р.; Пономарева
В.Е., 1909 г.р., п.Усть-Кабырза. 1979-1980 гг.).

Важная составная
часть фольклора — народный календарь. Фольклорно-календарные записи
производились в начале-середине девяностых годов и в 1998 году вышли
отдельной книгой, которую также составила Е.Н.Лутовинова. Вот фрагменты
раздела «Весна».

13 марта.
Василий-капельник
Нужно,
чтобы в этот день, в Василий-капельничек, птичка воды напилась. Если не
напьется, то будет холодно летом, а если напьется, то лето будет хорошее
(записано от Гладковой И.В., 1929 г.р., с.Краснинское Промышленновского
района. 1996 г.).

14 марта. Евдокея
Евдокея — первый
день весны, праздничек. Вот такие приметы на Евдокею: если с утра
хорошая погода — будет ранний огурец, а если к вечеру солнышко выглянет,
то ранних огурцов не будет. Приметы # только на огурце, это огуречный
день. Раньше говорили так:
В Евдокею — напиться воробью,
В 40 Святых — петуху,
На Алексея Божьего человека — быку,
На Благовещенье — жеребцу
(от Высоцкой К.С., 1918 г.р., с.Котино Прокопьевского района, 1996 г.).

22 марта. Сороки
(Сорок мучеников)
В
этот день птиц кликали. Хозяйка пекла из теста булочки и каральки
крестиком с птичьей головкой. Ребятишки бежали с ними на красную горку
или крышу скотного двора, взбирались и кричали заклички. Стряпушки эти
ребятишки аппетитно съедали. Хозяйки же оставляли их про запас: в грядки
весной крошками посыпать, в хлебец перед сеном добавить для урожая
хорошего (от Поляковой О.С., 1910 г.р., с.Правдинка Мариинского района.
1996 г.).

30 марта.
Алексей — человек Божий
Родился
мальчик, вырос, его женили, но он не стал жить с женою, он ушел от нее,
стал путешествовать, странствовать по миру. Когда стал стар, начал
недомогать, тогда пришел к себе на родину умирать. Попросился
переночевать у своих родителей, а они его не узнали. Они сказали, что в
доме места нету и чтобы он шел в баню спать. Устроился он в бане. Утром
на второй день зазвонили колокола сами и как-то необычно. Это говорит о
том, что умер какой-то очень достойный человек. Вот решили родители
посмотреть, как устроился старик. Пришли они к нашему старцу, пришли, он
уже умер, а в руках его метрика зажата, сейчас это называется
свидетельством о рождении, а тогда — метрика. Они узнали, что это их
сын. А колокола звонили, значит, по нем, это он святой, значит (от
Правовой М.Н., 1917 г.р., д.Подкопенка Гурьевского района. 1998 г.).

22 мая. Микола Вешний
Это
когда девки кумятся, в саду черемуховом столы накрывают, платками
меняются, яишницу делают. У нас деревня была больше 600 домов, и все
вместе собирались: оттедова идут с гармонями, отседова. Делали яишницу,
булки хлеба вон какие напекут. Вот и сидят в саду, там и поют, и пляшут и
девки, и парни. Девки сами все готовили, все ели потом. А другому и
мать еду приготовит, парень еслив. А ребята и орехов нанесут, и узюму.
Кедровые орехи уже богатый парень берет (от Крючковой М.М., 1918 г.р.,
с.Малая Салаирка Гурьевского района. 1992 г.).

И, наконец,
частушки, припевки и величания. Их в Кемеровской области, как и по всей
России, сочиняли издревле, сочиняют и сейчас — как водится, ядреные,
забористые:

Ой, тресни, мороз,
Градусов на двести.
У миленочки моей
Нервы не на месте.

Дай-ка, Господи, морозу,
Чтобы милый околел:
Каждый день к окошку
        бродит —
Как собака надоел.

Лен — повсеместная частушечная тема. Вот как она звучит в селе Летяжка Ижморского района в исполнении В.П.Ивановой:
Уж как сеяли девки лен,
Шары, шары, шарлатаны.
Серти, верти, воркутаны,
Воркутита-тита-та,
Воркуташки мои,
Девки лен.

Частушки
славятся вольным словом, зачастую — и матерным. Кемеровцы умудряются
даже самые скабрезные ситуации излагать без ругани:

Иван, Иван и Марья,
А на горе купальня,
Иван, Иван старый,
А что у тебя штанов нет?
А вы, девчонки-сестрицы,
Ивану штаны купите!

Соловей кукушку
Заманил в избушку,
Поманил ее крупой,
Сам за куночку рукой.

Многие припевки посвящены тюрьме, каторге, царскому суду:

Дождик, дождик, перестань,
Я поеду в Арестань —
Богу молиться,
царю поклониться.
У царя сирота
Отворяла ворота
Ключиком-замочком,
Шелковым платочком…

Кемеровскую
область населяют русские, татары, украинцы, белорусы, местные
народности — телеуты и шорцы. Храня свой национальный характер, они в то
же время — особый сплав: кемеровцы. В их частушках — жанре чисто
русском — часто звучит тот или иной «национальный колорит»:

Кедра лазим,
Шишка бьем,
Бурундук в сельпо сдаем…