Поиск

Кемеровский фольклор

Кемеровский фольклор

Кемеровский фольклор


Его
начал собирать и систематизировать Василий Михайлович Потявин (1918 —
1985). Он создал фольклорный архив Кемеровского государственного
университета, насчитывающий ныне десятки тысяч записей. Затем эту работу
продолжили кемеровские ученые и краеведы.
Мы предлагаем вниманию
читателей отрывки из хрестоматии «Фольклор Кемеровской области» (сост.,
вступит. статья и примеч. Е.И.Лутовиновой), изданной
«Кузбассвузиздатом». Все записи сделаны на русском языке, но далеко не
все информанты — русские по национальности. Это придает материалу особое
своеобразие.

Пасха

Кто
рассказал бы мне — не поверила, а вот сама услышала с отцом и дедом. На
Пасху дело было. В селе Гришино кладбище было прямо в центре. Рано утром
дед зовет нас с отцом и рассказывает: на могилках тихо так было, и
вдруг — женский голос из-под земли так тяжело: «Христос воскрес», а за
ним — мужской запел, потом еще и еще, и скоро — целый хор. Вот так вот, и
я это сама слышала. Маленькая еще была, с отцом выбежала и слышала.
Видать, они-то, мертвые, знают, что вправду Христос воскрес. Тихонько
так пели (Брызгалова А.П., 1920 г.р., с.Урское Гурьевского района. 1992
г.)

***

В Пасху яйца красили, стряпни
готовили много. Холодец варили. Яйца у нас не катали. Интересно, что
яйцо на божницу положишь — оно год лежит — не испортится. А простое яйцо
сваришь, оно и двух дней не пролежит — испортится.
Обычай у нас
такой был. Например, в семье шесть человек. Так вот, за шесть дней до
Пасхи считали, сколько яиц снесут курицы в день. В первый день считал
самый старший в семье. Раньше же семьи большие были, детей много. Дак
раньше все вместе жили — семья родителей и семьи детей: и деды, и
родители, и внуки. Сколько яиц курицы в этот день снесут, столько надо
яиц съесть. И так считали от самого старшего — главы семьи — к младшим.
Когда я маленькой была, маменька с папенькой пугали меня утром:
«Кокушки-то уже прилетели и на божницу сели». А я их спрашивала: «Как
прилетели?» А они мне отвечали: «Гуськом прилетели».
Пасха, вот как я
думаю — это очищение, чистилище. Потому что к Пасхе всю зимнюю грязь
смываешь. В доме все перемываешь, очищаешь, в хате — побелка. К Пасхе
очищаешься. И сам весь моешься.
На Пасху ребятишки ходили по утрам,
бегали и спрашивали: «Христос воскрес?» — и так три раза. А им
отвечаешь: «Воистину воскрес» (Фомина А.Е., 1912 г.р., с.Урское
Гурьевского района. 1992 г.).

***

«Святой
день, великая податная Пасха — всему должно подавать», — так у нас
говорили. Целую неделю нельзя было работать, святая неделя. Песни пели
после разговения, хороводы не водили. Как солнце играет, смотрели на
первый день Пасхи. Нас семеро было у матери, она нас рано-рано будит и
говорит: «Вставайте, пойдемте смотреть, как солнце будет играть!» Оно
играет всеми переливами, когда еще чуть-чуть выходит из-за горизонта. И
зеленым, и красным — всяким! Аж скачет, аж скачет! Вылезло солнце — и
все, перестает играть. Ходили потом по дворам, пели: «Христос воскрес!»
Родительский
день был после Пасхи. Приносили на могилки еду, много готовили всего и
раздавали, домой ничего не приносили, нельзя было (Климова Н.И., 1919
г.р.; Яковлева Е.Ф., 1916 г.р.; Сырова А.А., 1923 г.р., деревня
Валериановка Тяжинского района. 1994 г.).

Красная горка

На
Красную горку собираются всей деревней, приносят крашеные яйца и их
катают. Вот чье яйцо разбилось, тот отдает свое яйцо. Гармошку вынесут,
продукты разложат, гуляют, опять яйца начинают катать.
Качели ставили
на каждой улице перекидные, очень высоко качались, попарно, парень с
девушкой (Погорелко Е.А., 1930 г.р., д.Преображенское Тяжинского района.
1994 г.).

Троица

…На Троицу
готовили уже все заранее, большой это праздник. Украшали все в доме,
ходили рвать траву, застилали ей весь пол, рвали цветы, расставляли их в
банках по окнам, срубали молодые березки, вкапывали их в ограде дома, в
палисаднике перед окнами. В воскресенье (в Троицу) ходили завивать
венки из веток березы и шли из леса на кладбище, вешали их на кресты
усопших родных (Федорова Е.А., 1923 г.р.; Юдина Т.Н., Подбородникова
В.Ф., 1920 г.р., д.Валериановка Тяжинского района. 1994 г.).

***

…Мне
на Троицу видение было, маленькая еще была. С лелькой (крестная мать)
сидели допоздна, тут спать я запросилася, ну и повела меня лелька домой.
Небо все темно было, вдруг как окно открылось в ем. Светло так стало.
Видим, а в том окошке большом кони по небу летят друг дружке навстречу:
красный и белый. Вот так прямо с крыльями. Огромные, во какие (разводит
руками). Побежали мы людям говорить, а они не видят ничего. Видно, не
всякому бывает такое, не всякому откроется. Долго думали, отчего да к
чему бы этому привидеться. Говорили потом, что — к войне, война потом
вскоре началась. Говорили люди еще, что столкнулись два коня, красный и
белый, и красный победил (Брызгалова А.Ф., 1920 г.р., с.Урское
Гурьевского района. 1992 г.).

Фольклорные географические описания

Золотое озеро Алтын-коль

Давным-давно
алтаец нашел самородок. Был голодный год. Хлеб хотел получить, но никто
не давал. Рассердился он, подошел к озеру и бросил золото в него. С тех
пор озеро зовут золотым — Алтын-коль. (Параев П.П., 1939 г.р.,
п.Артобаш Новокузнецкого района. 1980 г.).

Село Урское

Раньше
здесь было море. В погребе морской песок, в подполье. Потоп был. Во
время потопа золота накидало. В Уре золота полно. Золото хорошее,
червонное. Недаром у нас здесь драгу построили, золото добывают
(Захарова П.М., 1918 г.р., с.Урское Гурьевского района. 1993 г.).

Зинкина гора, крестовая гора

Рядом
с одной горой жила Зинка Симченко — всезнающая женщина, выделяющаяся
своим задорным характером среди сельчан. Потому-то ребятишки и прозвали
эту гору Зинкиной.
На одной горе убили человека, ошибочно
предположив, что он везет золото. На той горе его могила с крестом.
Отсюда и название — Крестовая гора (Степанова Л., 1978 г.р., д.Большая
Натальевка Тисульского района. 1996 г.).

Юрга

Юрга
— это башкирское слово. Дело было так. Когда строили железную дорогу,
то однажды на поле, как раз против будущей станции, появился белый конь.
На строительстве были и башкиры, из Уфы их пригнали сюда. Увидели они
коня и закричали: «Юрга, юрга!» Иноходец, значит, — так по-нашему
конь-иноходец называется. После этого станцию назвали Юрга. И речку так
назвали (она течет против станции)… (Никуленко О.А., 1978 г.р.,
с.Талое Юргинского р-на. 1996 г.).

Фольклорно-бытовые зарисовки

Я-то
приехала сюда в 1937 году, и тогда дома-то были деревянные, а вот ране
все было по-другому. Дед мне рассказывал. Когда мальчишкой был, жили в
юртах, это дом такой, как шалаш. В деревне не было тогда русских, жили
одни шорцы. И вот тогда были дома такие. Юрту ставили вроде шалаша, а
вместо трубы было отверстие наверху. Печек не было тогда, а был глиняный
круг, чтобы огонь не приближался к стенкам юрты. И готовили еду здесь
же. Ране ведь не было сковородки, пекли в золе, а лучшее блюдо было
лепешки с маслом… Пекли же лепешки в золе, и зола-то не приставала.
Мука тогда была не то, что сейчас. Тогда смешивали пшено и ячмень.
Перетирали зерно на мельнице, добавляли немного молока и делали лепешки —
круглые, толстые. Ложили в остывшую золу и пекли. А потом доставали,
стряхивали остывшую золу, а лепешка была румяной, вкусной. Мне еще
свекровь пекла. Сейчас такие не делают.

***

Да,
были тогда юрты, а не дома. Мальчишкой я спал в ней. Спали-то тогда на
земле больше, да еще шкуру медведя расстилали и не мерзли на ней
никогда. И одежда тоже другая была. Халат был белый. А стенки юрты были
камчой обделаны. А охотников тогда много было, все ушли охотиться, часто
ходили на охоту. Богатые места были ране. На охоту шел охотник, ячмень с
собой брал либо сушеный, либо жареный. Да кандык варили. Его много было
по тайге. Сварят его и едят с молоком. И были кандыко-копалки —
маленькие лопаточки, чуть закрученные, как ложка. А обувь-то ране другая
была: чуни да черкаши. Шапки из шкур шили. Тогда-то ситца не знали,
холст только был, сами ткали, сами шили. И рубахи, когда жарко было,
холщовые носили. А зимой наденут несколько халатов и ходят.
Лодок-то
ране здесь не было. Ежели куда плыть надо было, делали салик, что-то
вроде плота, пять-шесть бревен и в длину метра четыре-пять, и плавали
так (Телишев П.М., 1917 г.р.; Куспекова А.И., 1910 г.р.; Пономарева
В.Е., 1909 г.р., п.Усть-Кабырза. 1979-1980 гг.).

Важная составная
часть фольклора — народный календарь. Фольклорно-календарные записи
производились в начале-середине девяностых годов и в 1998 году вышли
отдельной книгой, которую также составила Е.Н.Лутовинова. Вот фрагменты
раздела «Весна».

13 марта.
Василий-капельник
Нужно,
чтобы в этот день, в Василий-капельничек, птичка воды напилась. Если не
напьется, то будет холодно летом, а если напьется, то лето будет хорошее
(записано от Гладковой И.В., 1929 г.р., с.Краснинское Промышленновского
района. 1996 г.).

14 марта. Евдокея
Евдокея — первый
день весны, праздничек. Вот такие приметы на Евдокею: если с утра
хорошая погода — будет ранний огурец, а если к вечеру солнышко выглянет,
то ранних огурцов не будет. Приметы # только на огурце, это огуречный
день. Раньше говорили так:
В Евдокею — напиться воробью,
В 40 Святых — петуху,
На Алексея Божьего человека — быку,
На Благовещенье — жеребцу
(от Высоцкой К.С., 1918 г.р., с.Котино Прокопьевского района, 1996 г.).

22 марта. Сороки
(Сорок мучеников)
В
этот день птиц кликали. Хозяйка пекла из теста булочки и каральки
крестиком с птичьей головкой. Ребятишки бежали с ними на красную горку
или крышу скотного двора, взбирались и кричали заклички. Стряпушки эти
ребятишки аппетитно съедали. Хозяйки же оставляли их про запас: в грядки
весной крошками посыпать, в хлебец перед сеном добавить для урожая
хорошего (от Поляковой О.С., 1910 г.р., с.Правдинка Мариинского района.
1996 г.).

30 марта.
Алексей — человек Божий
Родился
мальчик, вырос, его женили, но он не стал жить с женою, он ушел от нее,
стал путешествовать, странствовать по миру. Когда стал стар, начал
недомогать, тогда пришел к себе на родину умирать. Попросился
переночевать у своих родителей, а они его не узнали. Они сказали, что в
доме места нету и чтобы он шел в баню спать. Устроился он в бане. Утром
на второй день зазвонили колокола сами и как-то необычно. Это говорит о
том, что умер какой-то очень достойный человек. Вот решили родители
посмотреть, как устроился старик. Пришли они к нашему старцу, пришли, он
уже умер, а в руках его метрика зажата, сейчас это называется
свидетельством о рождении, а тогда — метрика. Они узнали, что это их
сын. А колокола звонили, значит, по нем, это он святой, значит (от
Правовой М.Н., 1917 г.р., д.Подкопенка Гурьевского района. 1998 г.).

22 мая. Микола Вешний
Это
когда девки кумятся, в саду черемуховом столы накрывают, платками
меняются, яишницу делают. У нас деревня была больше 600 домов, и все
вместе собирались: оттедова идут с гармонями, отседова. Делали яишницу,
булки хлеба вон какие напекут. Вот и сидят в саду, там и поют, и пляшут и
девки, и парни. Девки сами все готовили, все ели потом. А другому и
мать еду приготовит, парень еслив. А ребята и орехов нанесут, и узюму.
Кедровые орехи уже богатый парень берет (от Крючковой М.М., 1918 г.р.,
с.Малая Салаирка Гурьевского района. 1992 г.).

И, наконец,
частушки, припевки и величания. Их в Кемеровской области, как и по всей
России, сочиняли издревле, сочиняют и сейчас — как водится, ядреные,
забористые:

Ой, тресни, мороз,
Градусов на двести.
У миленочки моей
Нервы не на месте.

Дай-ка, Господи, морозу,
Чтобы милый околел:
Каждый день к окошку
        бродит —
Как собака надоел.

Лен — повсеместная частушечная тема. Вот как она звучит в селе Летяжка Ижморского района в исполнении В.П.Ивановой:
Уж как сеяли девки лен,
Шары, шары, шарлатаны.
Серти, верти, воркутаны,
Воркутита-тита-та,
Воркуташки мои,
Девки лен.

Частушки
славятся вольным словом, зачастую — и матерным. Кемеровцы умудряются
даже самые скабрезные ситуации излагать без ругани:

Иван, Иван и Марья,
А на горе купальня,
Иван, Иван старый,
А что у тебя штанов нет?
А вы, девчонки-сестрицы,
Ивану штаны купите!

Соловей кукушку
Заманил в избушку,
Поманил ее крупой,
Сам за куночку рукой.

Многие припевки посвящены тюрьме, каторге, царскому суду:

Дождик, дождик, перестань,
Я поеду в Арестань —
Богу молиться,
царю поклониться.
У царя сирота
Отворяла ворота
Ключиком-замочком,
Шелковым платочком…

Кемеровскую
область населяют русские, татары, украинцы, белорусы, местные
народности — телеуты и шорцы. Храня свой национальный характер, они в то
же время — особый сплав: кемеровцы. В их частушках — жанре чисто
русском — часто звучит тот или иной «национальный колорит»:

Кедра лазим,
Шишка бьем,
Бурундук в сельпо сдаем…