Поиск

Шорское время

Шорское время

Шорское время


Кемеровская
область обширна. Она вытянута с севера на юг. Когда на севере выпадает
снег, на юге все еще продолжают держаться подсолнухи. Когда на севере
снег только начинает таять, на юге уже цветут яблони и сирень…
Люди здесь живут разные. Среди них — шорцы.
«Шорцы
(самоназв. — шор), народ в Кемеровской обл. 16,6 т.ч. (1989). Яз.
шорский <…> относится к тюркским яз. (уйгурская группа).
Письменность на основе рус. алфавита» (Большой Энциклопедический
словарь. М., 1991).
В Кемеровском Законодательном собрании шорцев
представляет Надежда Михайловна Печенина. Один из ее дедов был шорец,
охотник. Прожил сто два года и до самой смерти бил белку и соболя.
Прогресс
неумолим. Производства, угольные разрезы растут, сокращая среду
обитания шорцев, чья жизнь — охота, промысел. Не останется в
первозданном виде охотничьих угодий — не останется и шорцев. Кузбасс —
индустриальный регион. Вредные выбросы промышленных предприятий нарушают
экологическое равновесие. Редеют леса — уходит зверь: второе «я»
шорца-охотника. Шорцы перестают быть собой. Национальных костюмов в их
быту уже не встретишь… В экспозиции музея под открытым небом Томская
писаница в сорока километрах от Кемерова можно видеть шорскую избу
начала века. Уютная просторная изба со множеством окон, с особой печью.
Любо-дорого посмотреть… но это всего лишь музей.
Шорцы проживают на
юге Кемеровской области — в верховьях реки Томи и в бассейнах ее
притоков — Кондомы и Мрассу. Их соседи — алтайцы и хакассцы.
Малые
народы — эпические народы по преимуществу: в их «малости» постоянно и с
особой остротой отражена бесконечность универсума. Это порождает особое
отношение к миру — особый временной счет.
Мало ли времени прошло,
Много ли времени прошло, —
таков традиционный зачин народных сказаний.
Сорок лет борьба длится.
Шестьдесят лет на этой земле пробыл.
Семьдесят лет здесь пробыл.
Девяносто лет прошло…

Шорец
растворен в природе, существует в одном с ней ритме. Именно этот
извечный ритм ломает прогресс. Шорцы не могут перестать быть детьми
природы, приспособиться к «цивилизации». Герой шорского эпоса, которого
боги послали на землю для устранения зла и установления справедливости,
говорит:

Нет, моя матушка, — он сказал, —
Когда Нижнего и Светлого мира богатыри
Из собачьей чашки еду едят,
В щель, что игольное ушко, свет видят,
Как же я, ставший богатырем,
В золотом дворце буду сидеть?
Когда слезами народ обливается,
Землю я должен оберегать.
Не объезжая края земли,
Что я во дворце золотом охранять буду?

Кто же сегодня будет «землю оберегать»? Кто озаботится землей, а не «дворцом золотым»?
Надежда
Михайловна Печенина убеждена: на российских просторах места хватит
всем. Девушки-шорки должны плести традиционные венки из полевых цветов —
жарков, незабудок, шафрана. Мужчины — суровые охотники-промысловики —
должны заниматься промыслом, доставшимся в наследство от дедов и
прадедов. Нужно только подойти к делу с сердцем и с душой. Работая в
экологических комиссиях, Надежда Михайловна тщательно исследовала
нынешнюю жизнь шорцев. Положение во многом катастрофическое. В их
поселениях до сих пор нет электричества, резко ухудшается здоровье
взрослых и особенно детей, а медицинское обслуживание практически
отсутствует, природные аномалии в охотничьих угодьях вот-вот станут
необратимыми… Навидавшись равнодушия к проблеме во всевозможных
инстанциях, Надежда Михайловна намерена собранные материалы и документы
передать губернатору Кемеровской области. Все надежды шорцев теперь — на
«горячего Амана».