Поиск

Волга на полотнах Азария Трапицына

Волга на полотнах Азария Трапицына

Волга на полотнах Азария Трапицына


В
30-е годы о симбирском художнике Азарии Трапицыне писали: «Он поэт
современной Волги, умеет ее увидеть и умеет ее показать. Все Среднее
Поволжье проходит на его полотнах. Скоро Волга, отраженная в его
творчестве, отойдет в область прошлого. Волгострой уже к концу этой
пятилетки преобразует ее до неузнаваемости. Поэтому творчество Трапицына
носит элемент исторического значения»1. В конце 50-х годов Волгострой
действительно преобразил реку «до неузнаваемости», и теперь мы можем
судить о старой Волге лишь по воспоминаниям современников и по картинам
старых мастеров.
Художник Азарий Трапицын ныне забыт. Людей, что-либо
помнящих о нем, почти не осталось. Он родился в 1884 году в селе
Поломском Вятской губернии. Готовился, как отец и братья, стать
священнослужителем, однако, не окончив Вятской духовной семинарии, в
1903 году поступает в Казанское художественное училище. После его
окончания преподает рисование в женском епархиальном училище во
Владимире. Там Трапицын знакомится с Константином Коровиным, приезжавшим
на этюды. «К.А.Коровин дал дельные советы о дальнейшем художественном
образовании»2.
В 1910 году Азарий Трапицын поступает в Московское
Училище живописи, ваяния и зодчества. Учится на одном курсе с
В.В.Маяковским у известных мастеров — Л.О.Пастернака, С.А.Милорадовича,
Н.А.Касаткина, С.В.Малютина, А.С.Архипова, Ап.М.Васнецова, активно
участвует в московских выставках: Товарищества независимых (1911),
Группы московских художников (1913), Ассоциации московских художников,
организованной Д.Бурлюком (1914).
В основном же Трапицын тяготел к
Союзу русских художников, создатели которого преподавали в Училище. В их
числе был и Аполлинарий Васнецов, оказавший на Азария значительное
влияние. Васнецов изучал историю и археологию древней Москвы, был одним
из председателей Московского археологического общества, в своих учениках
он пробуждал любовь к истории родного края. Но если для Ап.Васнецова
источником творческого вдохновения была Москва — сердце России, то для
Трапицына им стала Волга-матушка, Волга-кормилица. Словно предчувствуя,
что волжские пейзажи скоро уйдут в небытие, он проехал по всей Средней
Волге, запечатлев на своих полотнах величественные образы жигулевских
просторов, тихое очарование островов у Симбирска и Камского Устья,
сказочной красоты берега у Нижнего, Лыскова, Исада, старые храмы и башни
Казанского и Свияжского кремля, памятники Болгар.
После окончания
Училища Трапицын преподает рисование в Вологодской мужской гимназии: в
этом городе служил его старший брат Александр (1862 — 1938). Он тоже
забыт сегодня. Архиепископ Александр Трапицын в разные годы управлял
Вологодской, Симбирской, Крымской, Самарской, Средне-Волжской епархиями.
После смерти отца он остался старшим в семье, поэтому в Симбирск вслед
за ним переехала большая часть семьи: мать Клавдия, сестра Софья, дочь
Софьи Евгения (в замужестве Минервина), сын Александра Вячеслав со своею
семьей, а также сын брата Якова Игорь (ныне проживает в Москве).
Владыка неоднократно подвергался арестам и несколько лет провел в
ссылках и лагерях. В 1923 году Александр Трапицын был арестован в
Симбирске (осужден на 6 месяцев принудительных работ «за связь с
монашеством»), в 1933-м — в Самаре за «антисоветскую агитацию» и
организацию «катакомбной» (то есть подпольной) церкви, а 21 декабря 1937
года его приговорили к расстрелу3.
Симбирский этап жизни Азария
Трапицына, приехавшего сюда в 1920 году, был, пожалуй, самым творчески
насыщенным, несмотря на многочисленные житейские трудности. О его
тогдашних умонастроениях отчасти могут рассказать посвящения, сделанные
на картинах. Одну из самых радостных и светлых — панораму весеннего
симбирского подгорья — он посвящает товарищам по искусству, а лирическое
полотно «Болото» — «тем, кому мы не нужны и бесполезны». В Ульяновске и
в Казани неоднократно проходили выставки Трапицына, организованные
Объединением ульяновских художников. Уволенный по сокращению штатов, он
больше года проработал в городке Лысково Горьковской области, а затем,
уже больной, одинокий, уехал в Горький, где и умер в декабре 1935 года.
Теплые,
искренние отношения связывали Азария с племянницей Евгенией,
оказавшейся наследницей большой части его работ, которые она передала
после смерти художника в Ульяновский краеведческий музей. Судьба же
ранних картин Трапицына до сих пор неизвестна. Бесследно пропали
полотна, написанные им в 1918 — 1920 годы в поездках по Кавказу, по
старинным городам Вологодской, Вятской, Костромской губерний, по берегам
реки Унжи. Однако и то, что уцелело, позволяет говорить об Азарии
Трапицыне как о большом оригинальном мастере — неповторимом певце
волжских просторов.
Автор выражает благодарность за помощь в
подготовке материала И.Я.Трапицыну, Н.А.Матвеевой, а также сотрудникам
художественного и краеведческого музеев Ульяновска.


1. Пролетарский путь. 1933. 14 мая.
2. Столов Ник. Ульяновский художник Азарий Трапицын. Материалы к Словарю художников Поволжья. Казань, 1930.
3. Матвеева Н. // Даниловский благовестник. 1998. Вып.9. С.36-41.